Вокруг света 1995-10, страница 57вушка, словно сошедшая с картин Боттичелли, замерла на мраморной приступочке, подставив лицо солнцу... Но шумная набережная оказалась лишь истоком людского потока, который вливался на площадь Сан-Марко. На просторном, почти прямоугольном замкнутом пространстве площади, толпа рассыпалась: здесь так многое притягивало взор. Площадь окружали собор Сан-Марко, Дворец Дожей, Лод-жетта, галерея со скульптурами, и Башня Часов. Рядом с собором — колокольня Сан-Марко. В 1902 году стометровая громада колокольни неожиданно рухнула, но уже через десять лет она — такая же, как была, и там, где была, — вновь поднялась над городом. Похоже, тень барона Франкетти не покинет меня во время всего пребывания в Венеции... Вот фасад о пяти порталах грандиозного собора Сан-Мар-ко. Над центральным порталом — античная квадрига. Кони скачут там с 1250 года. Но в самом конце XVIII века их бег был остановлен — Наполеон, вторгшийся в Италию, отправил квадригу в Париж. Однако вскоре колесница была возвращена, и кони вновь заняли свое законное место. Правда, копии. Оригиналы — творение скульптора Лисиппа (IV век до н.э) — хранятся после реставрации в самом соборе. Как хранятся в Сокровищнице Сан-Марко произведения искусства, которые на протяжении многих лет жители Венеции приносили в дар Республике... И в соборе, и на площади Сан-Марко, под неусыпным взором крылатого льва, символа Венеции, вознесенном колонной над площадью, всегда кипела жизнь. Это был центр города, здесь происходило публичное посвящение дожа после его избрания, здесь он благословлял и приветствовал флотоводцев и кондотьеров Венеции, здесь шумели и шумят до сих пор знаменитые венецианские карнавалы. Но рычаги, приводившие в движение жизнь города, находились во Дворце Дожей. Его внешний вид — массивный верх покоится на ажурных колоннах — создает впечатление солнечной легкости, скромной пышности, богатой простоты. Внутреннее убранство говорит о баснословном богатстве торговой Венеции. Но вот названия залов сразу опускают тебя с небес на землю, приоткрывая непростой механизм жизни города: Зал государственных инквизиторов, Зал сорока старейшин гражданского правосудия, Кабинет мудрого кассира, Зал цензоров и так далее; из Дворца Дожей по Мосту Вздохов можно было попасть во Дворец Тюрем; в «львиные пасти» вкладывались тайные доносы... Я без устали брожу по площади и замечаю, что прошел час, и еще один, и третий только тогда, когда два бронзовых мавра звонят в колокол на Башне Часов. С конца XV века двигаются стрелки часов, сработанных мастерами из Пармы, показывая сезоны года, фазы Луны, движение Солнца от созвездия к созвездию и, конечно, время. Вот пробил еще час... Площадь Сан-Марко остается у меня за спиной, я иду в глубь жилых кварталов — по узким улицам, меж трех-четырехэтажных домов, взбираясь на мостики над каналами, иду вдоль каналов и снова по сумрачным переулкам, которые выводят к солнечной площадке — а на ней собор или дворец и прекрасные скульптуры... Улицы затягивают, ну вот, говоришь себе, до очередного мостика — и все, но за мостиком открывается новая церковь, а за ней прорезанный солнечными полосами проулок на берегу канала — и все начинается сначала. Заблудиться здесь невозможно: на многих домах нарисованы стрелки и надпись «P.S.Marco». Когда немного свыкнешься с городом, приблизишься к нему вплотную, начинаешь замечать новые детали: чувствуешь запах гниющей в каналах воды, видишь радужные масляные пятна на ней, подмытые и поросшие водорослями фундаменты домов, белые полосы на стенах — следы частых наводнений. И тогда до тебя доходит то, что за всем увиденным великолепием ты просто забыла: город же стоит на островах, на воде, посреди моря! Каждый год здесь бывает до 130 наводнений из-за ветра сирокко и приливных волн, и каждый год город уходит в море на три-пять миллиметров. Рассказывают, что во время наводнений на площади Сан-Марко и даже в соборе для приезжих гостей настилают деревянные мостки. А специалисты уже какой год думают, как спасти Венецию от наступающего моря. Даже в Петербург приезжали, знакомились с дамбой. И еще масса других проблем преследуют город на воде: куда сбрасывать мусор — ведь сброс в море запрещен, вот и хиреют, зарастают грязью каналы; заболачивается лагуна; штукатурка на домах держится не более пяти-шести лет и так далее и тому подобное. .. .В тот день пластиковые черные мешки с мусором лежали в переулках возле каждого подъезда: сборщики мусора бастовали. Но в остальном жизнь текла своим чередом. Какая-то женщина, увешанная сумками, взмахом руки остановила проплывающую по каналу лодку, как останавливают такси, и она понесла ее к Большому каналу. Гондольер пел баркаролу (наконец-то!), и стоявшие на мостике люди аплодировали ему. Витрины магазинов ломились от товаров, но больше всего было сувениров — венецианское стекло с острова Мурано, венецианские кружева с острова Бу-рано и, конечно, маски, маски, маски. Венеция готовилась к карнавалу. Он должен был состояться через месяц, но — увы! — уже без нас. Наше соприкосновение с Италией было, конечно, мимолетно и скоротечно. Но многое из того, что мы знали о ней, помогало порой пробиться сквозь эту мимолетность, и тогда мы в который раз убеждались: искусство и история Италии сливаются с улицей, с самой жизнью, и это — главный дар итальянцев заезжему человеку. Дни, проведенные в Италии, не исчезают бесследно ГРОТТАМАРЕ — ФЛОРЕНЦИЯ-ВЕНЕЦИЯ Фото Юрия АБРАМОЧКИНА— РИА Новости и Ивана ПОДШИВАЛОВА АО «Золотой галеон» отправляется за сокровищами Внимание! Первая в России организация по поиску и извлечению культурных и материальных ценностей со дна Мирового океана АО «Золотой галеон» сообщает: экспедиция в Черное море на научно-исследовательских судах, оснащенных аппаратурой поиска подводных объектов, состоялась в сентябре 1995 года. Для защиты вкладов акционеров 75-80% привлеченных денежных средств будут переданы в трастовое управление банкам высшей категории надежности. Таким образом, по итогам нынешнего года все акционеры смогут получить дивиденды предположительно на уровне доходов по вкладам в банки, даже в случае неудачной экспедиции. Все акционеры автоматически становятся участниками лотереи. Ее выигрышный фонд — путевки в экзотические страны, приключенческая литература и Главный приз — право участия в экспедициях АО «Золотой галеон». СВЕДЕНИЯ ДЛЯ АКЦИОНЕРОВ АО «Золотой галеон» зарегистрировано в сентябре 1994 года. Его учредители — Институт океанологии им. П.Ширшова Российской Академии наук, Научно-исследовательский центр по изучению Земли и Вселенной, коммерческие банки и средства массовой информации. Регистрация проспекта эмиссии акций состоялась 23 июня 1995 года в Департаменте финансов правительства Москвы. Проспект эмиссии опубликован в газете «Россия» 2 августа 1995 года. Продажа акций АО «Золотой галеон» началась в Москве по адресу: ул.Красикова, д.27 (м. «Профсоюзная»), Инвестиционный фонд «ДЕГА-Аль-фа». Тел.: 129-04-77 ул. Новый Арбат, 13. Банк «АЭРОФЛОТ» (рядом с гастрономом «Новоарбатский»). Тел.:291-07-25, 291-06-45 1-й Коптельский пер., д. 18 (м. «Проспект Мира»). Банк «АЭРОФЛОТ». Тел.: 280-87-83, 975-54-54. Цена акции — 50 000 рублей. В ближайшее время также будут открыты пункты реализации акций АО «Золотой галеон» в филиалах банка «Аэрофлот» в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске, Якутске, Уфе, Оренбурге, Красноярске, Нерюн-гри, Киеве, Борзя (Читинская обл.), Ульяновске, Элисте, Жуковском и Магадане. Желающие приобрести акции сейчас могут сделать заявку по адресу: 123317, г.Москва, а/я 73, АО «Золотой галеон», тел.: (095) 124-61-42. В заявке указывайте фамилию, имя, отчество и количество приобретаемых акций из расчета 50 ООО рублей за акцию. Отправив заявку, ждите письменного уведомления от АО «Золотой галеон». У НАШЕГО ГАЛЕОНА -ВСЕГДА СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ ВОКРУГ СВЕТА Октябрь 1995 Шcl
|