Вокруг света 1995-11, страница 15тихонько присматривался к знаменитому фантасту и ученому. У него худое лицо, проницательные глаза, серьезно посматривающие на собеседника сквозь стекла массивных очков t водруженных на орлином носу. Обращал на себя внимание высокий купол лба, над которым были тщательно зачесаны редкие седые волосы. Одет по-домашнему и, как говорится, по погоде: голубенькая рубашка в клетку с короткими рукавами да выцветшие шорты защитного цвета. Когда после нашего визита, он медленно, с трудом переставляя босые ноги, уходил из кабинета, я увидел, как он высок и сутул. Кларку исполнилось 77 лет. Последние годы он сильно болел. Кажется, всю жизнь он был одинок, впрочем, как и многие великие; в Лондоне у него живет сестра. Сейчас его опекают Валерия и Гектор. Во время беседы писатель как-то по-детски все время посматривал на экран компьютера, где мелькали картинки, изображающие поверхность Марса. — Это я просто играю, задаю программы компьютеру, иногда в голову приходят новые идеи для моих книг. На одной из полок кабинета стоит модель первого советского спутника Земли. Нелишне вспомнить, что Кларк, окончив Лондонский королевский колледж, увлекся радио, во время войны был призван в армию, участвовал в создании радарных систем и за несколько лет до запуска спутников высказал идею о возможном использовании будущих спутников для радио- и телепередач. Увлечение космосом отразилось, естественно, и на тематике его книг; затем его герои начали действовать и в глубинах океана. Не случайно Артур Кларк подарил нашей редакции свою первую книгу о Цейлоне — «Сокровище Большого рифа». — Я был полон сил, когда приехал на Цейлон, бегал, как мальчик, и плавал не хуже рыбы. Я знал, что к Цейлону многие столетия устремлялись корабли со всего света. И попадали в ловушку, разбиваясь о барьерные рифы, на которых тогда не было маяков. Многие затонувшие корабли поросли кораллами, но осталось еще немало таких, которые стоит очистить от ила и песка и обследовать в поисках интересных находок. Так с друзьями-подводниками я отправился из рыбацкого поселка Ки-ринды в плавание к рифам Грейт- и Литл-Бэсиз. Здесь всегда можно наткнуться на опасные течения или сильное волнение, что, конечно, затрудняет подводную съемку, но все же нам удалось запечатлеть встречи с муренами и акулами, красоту подводных гротов. Моя книга не случайно называется «Сокровище Большого рифа», так как материалом для нее послужил подъем со дна морского находок с «серебряного» корабля, потерпевшего крушение в позапрошлом веке. Артур Кларк раскладывает на столе снимки найденных сокровищ и снова обращается к нам: — Я много писал о варварском расхищении кораллов, которые распродают, как сувениры, туристам, об угрозе для существования рифов морских звезд, после опустошительных набегов которых остаются безжизненные серые пространства, и призываю ваш журнал тоже бороться за чистоту оде-ана. Знаете, когда я плавал в прибрежных водах в первые годы моей жизни на Цейлоне, лагуны на юго-запад от острова были полны кораллов, вокруг них кружилось множество рыб, не уступавших бабочкам пестротой и яркостью окраски. А сейчас дно похоже на серую пустыню. Русские люди, Гагарин и Леонов, не побоялись космоса: Юрий первым полетел на космическом корабле, а Алексей вышел в космос; океан также не раскроет своих тайн, если смельчаки не проникнут в его глубины. Некогда сильная ладонь Кларка слабо жмет мою руку. Валерия еще показывает нам комнаты, где происходит обучение подводному плаванию — подготовка к океанскому сафари. Кроме замечательных книг Артура Кларка, зовущих покорять глубины космоса и океана, останутся и другие его детища — станции подводного плавания, тут бывают аквалангисты всего мира и смотрят со стометрового утеса Свами-Рок, любимого места Кларка, на безбрежную даль океана, на подводное царство у его подножия. На ветвистые кораллы, которые всегда видны сквозь прозрачную голубизну воды... БУДДЫ ВЕЛИКИХ РАЗВАЛИН Такого множества монахов, как в тот день, я нигде и никогда не видел. Мы выехали из Коломбо, и наша машина еле пробиралась в потоке автобусов и грузовиков, маленьких и больших. Они заполнены были бритоголовыми буддийскими монахами в оранжевых одеяниях. Водитель Лайнэ проявлял чудеса ловкости, лавируя среди жарких чудовищ, плюющих в окна вонючими выхлопами газов, не соблюдающих никаких правил езды, но, стоило нам вырваться из очередной заварухи, как бампер машины утыкался в «баракарате» — двухколесную повозку, запряженную волами, или даже в слона. На слоне тоже сидели невозмутимые монахи. Приходилось делать остановки: мы сворачивали то к плантации ананасов, где Абеи прямо у грядок объяснял, что карибский сорт надо консервировать, а маврикийский, желтый, очень ароматный и сладкий, лучше всего подавать к столу; то любовались задумчивым, в дымке тумана, озером Лотоса в обрамлении скал Слона, Угря и Черепахи. Но стоило опять возвратиться на шоссе, как мы вновь оказывались в окружении оранжевого монашеского братства. Эта нескончаемая процессия проходила под множеством арок, устроенных над дорогой и увитых желтыми и оранжевыми лентами; над дорогой были протянуты и веревки с трепещущими треугольными флажками тех же цветов. Это шествие тянулось и по волнистым холмам Полоннарувы — одной из древнейших столиц острова, цели нашего сегодняшнего путешествия. — Откуда столько монахов? — спрашиваю я Абеи. — И куда они все направляются ? — Эти монахи едут не только из монастырей и учебных заведений Коломбо и других крупных городов острова, но даже из такого дальнего монастыря, как Урубоку. Туда родители отдают детей для воспитания и расплачиваются за это частью своего урожая: фруктами, овощами, рисом. Монахи служат Будде, а пищу им носят верующие, снабжают всем необходимым, вплоть до одежды и зонтиков. Молодые послушники молятся, постигают буддийские законы, и лучшие из них поступают в высшую духовную школу в Коломбо, — Абеи сделал паузу, вздохнул и осмотрелся вокруг. — Сейчас все они собираются здесь, на Месте древней столицы Полоннарувы, почтить память недавно убитого тамилами настоятеля буддийского монастыря. Именно поэтому всюду в знак траура вывешены желтые флажки и ленты. Вы можете меня спросить, почему именно тут? Прежде всего потому, что неподалеку расположен этот монастырь и потому, что сама здешняя земля священна для сингалов. С давних времен тянется вражда сингалов с тамилами, которые прибыли на остров также из Индии, только из Южной, дравидской. И вот, как вы знаете, несмотря на то, что все права тамилов закреплены в нашей конституции, они вооружаются и не перестают совершать террористические акты. Так был убит настоятель монастыря, один из высших буддийских чинов... Пока Абеи перечисляет все прегрешения тамилов, с которыми сингалы никак не могут ужиться уже много веков, я оглядываю плавную линию зеленых холмов, среди которых покоится огромное озеро Паракрама Самудра, внутреннее море острова. Самое интересное, что оно создано руками человека. Это — одно из деяний сингальских царей. Именно они, приняв буддизм, благоустраивали и украшали города государства Раджаратты со столицей Анурадхапура, описание которой осталось у одного из путешественников VII века: «Золотые зубцы храмов и дворцов блестят на фоне неба; над улицами перекинуты дуги мостов с развевающимися на них флагами; по бокам улицы усыпаны черным, а посредине белым песком; там и сям стоят вазы с цветами и находятся ниши со статуями, держащими лампы». Не правда ли, великолепный город? Но и он не устоял под натиском тамилов. Во второй половине XI века сингальскому царю Виджаябаху I удается остановить наступление тамильского войска и создать новое государство с центром в Полоннаруве на месте бывшей военной базы, где уже давно находился воинский гарнизон из древнейшей столицы Анурадхапуры, охранявший подступы к берегам реки Махав ели. Но если история Анурадхапуры насчитывала почти полторы тысячи лет, за которые сменилось более сотни правителей, то век новой столицы был вокруг 1 |