Вокруг света 1995-11, страница 16

Вокруг света 1995-11, страница 16

короток — всего два столетия. Ее захватили и разграбили опять-таки тамилы, а затем обосновались в северной части Шри Ланки, на полуострове Джафна.

Развалины Полоннарувы были поглощены джунглями. Потом на следы бывшей столицы наткнулись новые завоеватели острова — португальцы, затем снова времена забвения при голландцах, и лишь в прошлом веке англичане, обнаружив ее, приступили к археологическим раскопкам.

Судьба «Великих развалин», как называют еще Полоннаруву сингалы, была непростой, и не хотелось, чтобы все свелось к обычному осмотру древних камней. Но тут нам необычайно повезло. Абеи показал на несколько строений, прятавшихся в деревьях у подножия холма, и предложил:

— Хотите посмотреть на здешних резчиков по дереву?

Над входом красовалась надпись, вырезанная на доске: «Нисанта».

Нас не сразу повели в магазин: как журналистам, нам позволили заглянуть под широкий навес. Там на деревянных чурбанах сидели мастера, усердно склонившиеся над грубо сколоченными столами, на которых было разложено великое множество напильников и стамесок — с полукруглыми, прямыми, режущими кромками. От работы станков в воздухе стоял шум, и в косых лучах солнца, пробивавшихся сквозь крышу из пальмовых листьев, плясали мириады сверкающих пылинок. Зажав в тиски деревянные обрубки, мастера пилили, резали, строгали, шлифовали. Все были лишь в саронгах — длинных прямых кусках ткани, обернутых вокруг бедер, как юбки. На обнаженных темных торсах блестят бисеринки пота, лица сосредоточены, мускулистые руки непрерывно движутся...

Через мастерскую проходим прямо в магазинчик. Тут гораздо прохладнее и ощущается запах сандала. Но фигурки слонов, обезьян, носоро

гов изготавливают и из других пород деревьев: красного и даже хлебного. Скульптуры божеств вырезают в основном из черного, эбенового дерева. Его еще называют королевским. На стенах висят ярко раскрашенные маски, которые должны отгонять злых духов от семейного очага.

И вдруг среди одинаковых фигурок, изображающих сидящего Будду и его сына Ганешу, я замечаю лежащего Будду с удлиненным туловищем.

— А эту скульптурку тоже делал ваш мастер? — обращаюсь я к хозяину, который только что с гордостью нам рассказывал, как создал мастерскую пятнадцать лет назад, собрав из соседних деревень способных подростков, склонных к резьбе по дереву.

— Конечно, позови-ка побыстрее Сарага, — говорит он продавцу.

Буквально через секунду мы уже знакомимся с Сарагой Гунасингой, худеньким юношей с большими сияющими глазами и приветливой улыбкой.

Ноябрь 1995

ВОКРУГ СВЕТА