Вокруг света 1996-08, страница 41

Вокруг света 1996-08, страница 41

нах. Бог, явившись Афанасию во сне в районе Стокгольма, где он отбывал плен, предлагает ему верный путь спасения: если хочешь вернуться домой - «...вземше образа Спасов (в палате господина своего), бежаша в лес, и тут обретоша судно, и пустиша в море, и правяху кормило по переменам».

Афанасий внял мудрому совету и бежал на Русь вместе с другом, которого обрел будучи в плену и о котором мы больше ничего не знаем...

На фреске они изображены оба, в черном монашеском облачении.

Как сложилась дальнейшая судьба этих людей, можно только гадать, но чудотворная икона, доставленная, как повелел Бог, на Коневец, через триста лет дала о себе знать. «Историко-статистическое описание Коневского монастыря», из которого я привел столь любопытный рассказ, отмечает: «Запись эта находится на той самой иконе Христа Спасителя, которая вышеупомянутыми русскими пленниками принесена была из Швеции в Коневскую обитель; икона в настоящее время находится в надвратной церкви Знаменского девичьего монастыря, что в городе Осташкове, Твер-

юго-западном побережье Коневца и построил деревянную церковь.

Вскоре слухи о молодом монахе, живущим на клочке земли в бурном озере и ведущим жизнь благонамеренную, распространились в Приладожье, и к Арсению стали приходить первые ученики.

В 1398 году Арсений вместе с учениками основал монастырь с каменной церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь они прожили спокойно и благополучно 25 лет, но в 1421 году случилось наводнение, и вода стала переливаться через порог церкви, угрожая самому монастырю. Тогда Арсений перенес обитель на более возвышенную часть острова.

Но место, где первоначально был основан Коневский монастырь, не было забыто. Здесь был построен скит. Нынешние монахи приезжим Коневский скит не показывают. И отдаленность его не главная тому причина, а скорее ужасное состояние, до которого доведена была церковь за время пребывания на острове военных.

Шел второй день нашего пребывания на Коневце, а мы еще не были в соборе То он

ской губернии, но по какому случаю досталась она оному монастырю, неизвестно».

Бродя по острову, мы забрались на одинокий маяк, с которого открылся живописный вид на западную часть острова с ее густыми лесами, извилистыми бухточками и песчаным берегом, переходящим в высокие обрывы.

Я достал бинокль и с удивлением обнаружил каменную церквушку. Странно, что прошлой ночью мы ее не заметили на подходе к острову. Раскрыл карту. Так и есть -это Коневский скит. Он находится довольно далеко от монастыря. История его возникновения связана с именем преподобного Арсения, который, как я упоминал, прожив два года в полном уединении на Святой горе, спустился к небольшой бухте на

был закрыт, то мы находились на другой от него стороне острова. И поэтому, узнав, что сам отец Назарий будет проводить для финских туристов экскурсию, мы пришли на место встречи одними из первых.

Игумен рассказывал очень увлекательно и с юмором, так что улыбки не сходили с лиц слушателей. Закончив повествование о поселении здесь Арсения Коневского, он коснулся легенды об изгнании Преподобным с острова чертей, которые хотели построить мост до материка, но не успели и попрыгали в воду... И в этом месте отец Назарий, лукаво улыбаясь, сказал:

- Я думаю, что, может, зря Преподобный так усердно молился. Построй черти мост до другого берега, и у нас не было бы проблем связи с внешним миром.

Затем игумен повел нас через Святые ворота к собору. Когда мы вошли в храм, то прежде всего обратили внимание на гробницу преподобного Арсения Коневского, умершего в 1444 году...

Проходили столетия, одни набеги шведов сменялись другими, монастырь оживал, снова приходил в упадок, храмы рушились и возрождались из пепла, а мощи Преподобного все эти годы неприкосновенно покоились глубоко под землей.

В XIX веке здесь стояла серебряная кованая рака на литых ножках, украшенная барельефами: с одной стороны рыболовы тянут сети, с другой - два инока, окруженные волнующимся озером и лесом, молятся на берегу около своей лодки, из которой они только что вышли, спасенные молитвой Преподобного.

Пользуясь тем, что службы в церкви не было, я свободно ходил и рассматривал иконы. Интересующих меня изображений древних судов не нашел, да и вряд ли это были иконы прежнего Коневского монастыря, ведь столько воды утекло с тех пор... А при советской власти обитель вообще прекратила свое существование.

После посещения храма отец Назарий повел нас к древнему языческому святилищу - Конь-камню. Он только спросил, по какой дороге мы хотим идти, короткой лесной или в обход по хорошей, и, узнав, что финны предпочитают идти коротким путем, загадочно произнес:

- Ну, смотрите...

Когда мы спустились по склону Святой горы и углубились в лес, перед нами возникли густые заросли папортника. Многие, опасаясь змей, стали поглядывать под ноги, а наиболее осторожные вооружились толстыми палками.

- Не бойтесь! - сказал игумен. - Говорят, что в мире есть только два острова, на которых нет змей. Это - Исландия и Коневец... Хотя это и сомнительно.

Вскоре тропинка неожиданно оборвалась, и мы оказались перед крутым склоном с деревянными ступеньками, уходящими вниз. Послышались удивленные восклицания. А отец Назарий проворно сошел по склону и задорно посмотрел вверх:

- А вы что думали? Сами выбрали эту дорогу!

Почтенный финский монах, шедший за мной, не выдержал сложного спуска и тяжело осел на ступени. Комары тут же облепили его, и было видно, что ему не подняться без посторонней помощи. Я вернулся и подал монаху руку, кто-то взял его за другую, и мы спустились.

А вот и Конь-камень. Метрах в десяти от дороги лежала каменная глыба, и такая громадная, что на ней была поставлена часовня с деревянной лестницей. Источники прошлого века сообщают, что «нет достоверных сведений о том, когда построена была первая часовня на этом камне. Народное же предание первоначальное основание

ВОКРУГ СВЕТА

43