Вокруг света 1996-10, страница 40составляющее сейчас около одной трети населения Саравака. Впрочем, и враждебные ему племена, кайан и кенья, тоже не отставали. Хотя всех их причисляют к даякам и в культуре у них есть много общего, но имеются и различия, к тему же говорят они на разных языках. Сведения об отдельных случаях обезглавливания поступают и в наши дни. Однако не следует думать, что черепа в сетках из ра-тановой лозы, которые еще можно увидеть в лонгхаузах, недавнего происхождения. Они были «приобретены» многие десятилетия тому назад. В те времена, когда охота процветала, с ними обращались очень бережно. Да оно и понятно: молодой ивбан не мог жениться, прежде чем не станет обладателем такого трофея. С черепом, пусть даже врага, нельзя было обращаться плохо: считалось, что в нем продолжает жить дух поверженного воина. Его ублажали подношениями — снедью и табаком, просил;; помощи в житейских дела\ Обладатель большо го количества черепов считался мудрецом, человеком могущественным. Бывшие хозяева Борнео — английские «белые раджи» на севере и голландцы на юге — всячески пресекали охоту за черепами, но совладать с древним обычаем было трудно. Однако на помощь европейцам пришла так называемая «инфляция черепов». Некоторые племена считали, что магическая сила черела со временем слабеет и для ее поддержания нужны новые «источники». Были храбрецы, которые в своих коллекциях имели по сотне, а то и больше черепов. Более умные вожди наконец поняли, что если охота будет безудержно продолжаться и дальше, то это неизбежно повлечет за собой сокращение численности мужского населения. Ивбан, кайан и другие племена стали мало-помалу договариваться между собой о превращении охоты, однако временами договоренности, конечно же, нарушались. И все же к началу второй мировой войны безжалостная практика обез- Фестиваль даяков. На переднем плане - макет птицы-носорога, обитающей в лесах Борнео. Она служит священным символом бога войны и храбрости. главливания почти прекратилась. Но японская оккупация Борнео дала телчок к возрождению страшного обычая. Для самих японцев охотники за черепами в Сараваке представляли гораздо больи1ую опасность, чем любая военная угроза. Поэтому оккупационные войска занимали преимущественно городки, расположенные по нижнему течению рек, и старались избегать столкновений с племенами, обитавшими в глубине остропа. Да и сам характер охоты изменился. Раньше важную рель играл ритуал, требовавший соблюдения определенных правил. Духовое ружье, стреляющее отравленными стрелами, со временем использовалось все меньше. Теперь же важно было убить врага любой ценой — и бесшумный способ оказался очень удобным. Почти в каждом лонг-хаузе в Сараваке имелась коллекция японских «трофеев». Предметом зависти многих ивбаноь был один дом, обитатели которого однажды заполучили череп японского полковника с очками. Однако окончание воины не принесло мир на Борнео. Кровавые распри продолжались еще в течение многих лет. Правительства издавали суровые законы, но нужно самому побывать в дусунглях Борнео, чтобы оценить, как трудно провести здесь законодательною меры в жизнь. Я не знаю насчет индонезийских властей, но малайзийское правительство старается повсеместно искоренить использование духового ружья, даже во время охоты на дикого зверя. Племя пенан — самые, пожалуй, искусные стрелки из этого смертоносного оружия. Пенан никак нельзя причислить к даякам. Это кочевое племя, не имеющее с последними ничего общего ни в культурном, ни в языковом отношениях. Они аборигены Борнео, а загнали их в глубь острова племена, пришедшие из Юго-Восточной Азии. Иммиграция происходила в разное время, разными путями, что и отличает их от даяков, как в плане культуры, так и образа жизни вообще. В противоположность последним, пенан не занимаются сельским хозяйством, а промышляют охотой и собирательством. Обычно они строят примитивные временные жилища — на несколько недель или месяцев. Выбрав в одном месте все коренья и фрукты и добыв нужное количество дичи, они перебираются на новое место. В то время как кайан и кснья мастерят высококачественное оружие из железа, некоторые пенан продолжают жить в каменном веке. Но никто не может сравниться с ними в искусстве изготовления деревянных духовых ружей. На крупную дичь они охотятся с двухметровыми ружьями. Для мелкой дичи, обитающей в густых джунглях, идут более короткие, длиной до метра. Смазанный растительным ядом наконечник стрелы, выточенный из твердой породы дерева, обычно отламывается. Охотник редко промахивается и следует, часто в сопровождении собак, за смертельно раненной дичью, пока та не упадет через три-пять минут от парализующего действия яда. Все это мне рассказал на ломаном английском языке молодой пенан, которого я повстречал в компании с его соплеменниками, когда однажды забрался далеко в джунгли. Туземцы пригласили меня в гости — посмотреть их поделки и, может быть, что-нибудь купить. Честно признаться, я был поражен тем, как примитивно они живут Мой новый знакомый взялся учить меня стрелять из духового ружья Главное — крепко сжи 43 ВОКРУГ СВЕТА |