Танкомастер 1997-03, страница 19

Танкомастер 1997-03, страница 19

Башенная установка БТР-80 поздних

ми, приводя к утяжелению машины и потере ходовых качеств.

Но защита может быть и активной: повышение огневой мощи БТР, компенсируя слабость брони, заставит противника держаться на расстоянии и поражать его с больших дистанций. Усиление вооружения диктуется и возросшей насыщенностью боевых порядков современных войск разнообразной бронетехникой, в борьбе с которой даже тяжелые пулеметы теряют свое значение. Словом, необходимость качественных перемен в оружии БТР стала очевидной.

Попытки довооружения БТР предпринимались и раньше: в опытном порядке на башне БТР-70 в бронекожухе монтировался встроенный автоматический гранатомет АГ-17А с наружным коробом для патронной

Эта турель нашла применение и в новой модели БТР-70, принятой на вооружение в августе 1972 г. Помимо борьбы с авиацией, башня позволяла вести огонь по верхним этажам зданий при бое в городе и обстреливать нависающие склоны, что оказалось неоценимым в горной войне и вскоре пригодилось в Афганистане. Одновременно изменили установку сидений десантников, развернув их лицом к бортам для более удобного ведения огня через шесть боковых амбразур с откидывающимися крышками. Еще одно окно для стрельбы появилось в верхнем лобовом листе корпуса под автомат командира. На крыше боевого отделения вырезали два люка с амбразурами для стрельбы вверх и метания гранат. Распахнув верхние люки, десантники могут использовать приданные отделению и перевозимые на БТР ручной гранатомет и переносные ЗРК «Стрела» и «Игла».

Без особых изменений это вооружение перекочевало и на появившийся в 1984 г. БТР-80. Размещение амбразур под стрелковое оружие на нем было несколько пе-рекомпановано в соответствии с концепцией «активного размещения десанта», обеспечив возможность сосредоточить наступательный огонь вперед, а пару передних боковых окон приспособили под крепление ручных пулеметов в шаровых опорах. Минимум изменений претерпела и башня, оснащенная дневным прицелом 1ПЗ-2 и обзорным триплексом слева (ранее она была оборудована перископом заднего обзора на крыше). На ней смонтировали и шесть мортир системы 902В «Туча» для отстрела дымовых гранат ЗД6, позволяющих БТР укрыться от огня за плотной дымовой завесой или отойти экипажу из подбитой машины.

С начала 80-х гг. богатый материал для размышлений дали бои на Ближнем Востоке с широким использованием бронетехники, затем операция против Ирака и, конечно, Афганистан — по сути, первое крупное испытание для Советской Армии в послевоенное время. Парадоксальным образом опыт противопартизанской войны оказался настолько же ценен, насколько и не использован в чеченской кампании — факт тем бо лее удручающий, что и остальные конфлик ты на рубежах бывшего Союза и межрес публиканские вспышки напряженности сопровождаются теми же особенностями, в которых бронетехнике приходится выпол

Артиллерийско-ракетный модуль «Кливер» включает в себя орудие 2А72, пулемет ПКТ и четыре ПТУР «Корнет».

нять не свойственные ей функции, действуя в населенных пунктах и осуществляя конвойную и дозорную службу вдоль дорог и на заставах, когда особенно необходимой становится не только защищенность, но и мощная огневая поддержка. Подобная тактика и приемы, видимо, сохранят свою значимость и в обозримой перспективе.

Поле боя сегодня зачастую сужается до городских кварталов и придорожных зон, где бронемашины служат основой блокпостов и опорных пунктов — своего рода подвижными ДОТами. Защищенность БТР, достаточная от пуль и осколков (считалась удовлетворительной защита в лоб от бронебойной пули типа Б-32 калибра 7,62 мм и сбоку — от легкой автоматной пули того же калибра с дистанций до 100 м; крупнокалиберные пули БЗ и БЗТ стальная броня БТР могла держать только на излете), в новых условиях оказывается явно слабой. Тонкая броня не может противостоять РПГ и ПТУР противника, к тому же применяемым массово и бьющим в упор. Вместе с тем, ее утолщение и навеска экранов оказываются нежелательны-

ленты. Из-за трудностей с наведением и перезарядкой машина не была принята, хотя такой вариант в импровизированном исполнении и практиковался в Афганистане. Но там машины служили скорее подвижными позициями для обычных пехотных станковых гранатометов АГС-17 «Пламя» и тяжелых пулеметов НСВТ-12,7 «Утес», ставившихся на треногах сверху на броне.

Установка оружия более крупного калибра ограничивалась компоновкой боевого отделения БТР и, особенно, довольно тесной башни, в которой оружие существовавших типов разместить не удавалось. Использовать башенную установку с орудием и ПТУР по типу «Грома» от БМП не позволял узкий погон и неизбежное сокращение вместимости десантного отсека. Объемистая подбашенная конструкция с боеукладкой при этом оставляла место лишь для 3—4 бойцов, не говоря уже о приросте веса почти на две тонны, терпимом для гусеничной машины, но серьезно ухудшавшем скорость и проходимость колесного БТР.

Предложение конструкторов Арзамасского машиностроительного завода предусматривало оригинальный подход, разом решавший несколько проблем. Вооружение «артиллерийского» БТР-80А (30-мм автоматическая пушка 2А72 и 7,62-мм пулемет ПКТ в спаренной забронированной