Юный Натуралист 1969-02, страница 40

Юный Натуралист 1969-02, страница 40

if*

раки, близкие родственники нашей обычной мокрицы. Ростом они едва достигают 10—13 сантиметров. Этот рачок юркий, серый, как осел, за что и получил свое название.

У осликов есть одна удивительная особенность: когда водоем, где они живут, пересыхает, животные закапываются поглубже в грязь и впадают в спячку, пока дожди не создадут для них хотя бы небольшую лужицу. У водяного ослика есть слепой братишка — пещерный ослик. Этот рачок живет в подземных озерах. У него нет глаз, их заменяют длинные ушки.

Безусловно, коли уж на свете есть «лошадки», должны быть и наездники. И они действительно существуют. Их несколько десятков тысяч видов. Это небольшие летающие насекомые-паразиты, но паразиты полезные, так как в большинстве случаев они уничтожают вредных насекомых. Свое название наездники получили за своеобразный способ заботы о потомстве. Дело в том, что свои яйца они откладывают не куда попало, а только на тело или внутрь других насекомых. Наездники никогда не убивают своих жертв. Их крохотные личинки питаются живыми насекомыми.

Наездников много, и у каждого свои повадки. Одни отправляются за своими жертвами — личинками ручейника — под воду. Другие паразитируют на пауках. Третьи проникают в пчелиные ульи... Обо всех просто не расскажешь!

Природа создала много удивительных существ. Среди них некоторые оказались похожими на лошадок. Люди давно подметили это сходство и назвали таких зверюшек конями, коньками, кониками и кобылками в честь лошади — одного из самых любимых домашних животных. В честь великой труженицы, верной помощницы человека.

— Что вы теперь скажете, трижды мудрейший джинн?

— Ты прав, о повелитель! Отныне я твой презренный раб. Слушаюсь и повинуюсь. И не будем ссориться.

— Из-за вашего нетерпеливого характера я не успел даже представить вас членам нашего Клуба. Но они, вероятно, уже и сами догадались, кто вы — суетливый, нетерпеливый старик. Да, да, друзья мои, это он, старик Хот-табыч. Много лет мы провели с ним на одной полке. Точнее, нас не успевали ставить на полку, читатели спрашивали книги снова и снова. И я пешил обрадовать вас, прихватив Хоттабыча нз всем вам знакомой и любимой книжки писателя В. Лагина.

А теперь продолжим наше заседание.

К великому огорчению, должен отметить, что меня не радуют в большинстве своем фотографии, присланные на конкурс «Зоркий глаз». Далеко не у всех Почемучек он зоркий. И именно поэтому я пригласил сегодня на заседание охотника с фотоаппаратом. Поучитесь у Александра Баранова, студента биолого-почвенного факультета МГУ, как терпеливо нужно сидеть «в засаде», чтобы капризный и недоверчивый зверек или пугливая птица согласились оставить вам свой портрет.

Портрет

желтого бархана

Солнце медленно, даже ленцой, вставало над горизонтом. Оно все еще пряталось в облаках. Звенящая тишина и желтый песок. Песок в замысловатых петлях следов и дорожек.

Так начался еще один день нашей экспедиции, которая занималась изучением животного мира Средней Азии.

Взяв с собой фоторужье, я отправился на «охоту». Вокруг ни души — пусто и тихо. Присев на корточки, стал спокойно изучать следы. Вот след тушканчика, а тут он что-то ел, старательно выедая все, что можно. Немного поодаль идет вверх по бархану длинная цепочка следов, оставленная жуком скарабеем.

Неожиданно сбоку от меня что-то мелькнуло. Кто-то, пробежав за ближайшим саксаулом, быстро взобрался на один из барханов. От спокойствия, навеянного тишиной, не осталось и следа. Я сразу бросился догонять этого кого-то, стараясь не упустить его из виду. Быстро взобрался на бархан... Да это не просто ящерица, а настоящая сетчатая ящерка! На вид она очень красива и безобидна, но на самом деле довольно часто нападает на мелких ящериц и поедает их.

Фотоаппарат наготове! Крадучись, начинаю подбираться к ящерке, все время уговаривая самого себя: «Близко не подходи! Спугнешь!» — и тут же, осмелев: «Ну, еще один шаг!» Шаг — и ящерка бросается к ближайшему укрытию. Потом останавливается и' смотрит, словно сказочная Хозяйка Медной

«•К Гл

с некоторой