Юный Натуралист 1970-12, страница 7

Юный Натуралист 1970-12, страница 7

■:ШШВВШ

Ш

ШИРОКА

С ; Р А Н А

м о я

ЗОЛОТОЙ ОДЕНЬ

народной легенде, тело золотого оленя, упершегося рогами в Лену, а копытами в Аляску, лежит на Чукотке. И там, где, как говорит предание, затерялось сердце оленя, вырос молодой золотопромышленный комплекс, которому дали имя первого открывателя чукотского золота комсомольца Юрия Билибина — геолога и естествоиспытателя.

Десятки месторождений золота найдены на Чукотке. А геологи открывают все новые и новые. Они нашли ценности, о которых прежде не помышляли даже самые смелые теоретики. Оказалось, что чукотская земля богата оловом, вольфрамом, ртутью, углем, нефтью, газом и многими другими полезными ископаемыми.

На вольных выпасах Чукотки шестисоттысячное стадо оленей, каждый год колхозники сдают тысячи шкурок драгоценных пушных зверьков — песцов, серебри-сто-черных лисиц, соболей, горностаев.

«На весь край—три фельдшера, один врач, семнадцать попов, семьдесят два шамана. На одиннадцать тысяч чукчей — пять полуграмотных учителей» — вот что застала Советская власть на Чукотке. Теперь здесь школы, больницы, детские сады, ясли и библиотеки во всех поселках. Прежде не имевшие письменности чукчи и коряки, эскимосы и чуванцы, юкагиры и эвены гордятся своими писателями, поэтами, художниками.

Побывать на Чукотке — большое счастье. Мне оно выпало трижды.

ОГНИ В ОКЕАНЕ

Каждый год, как только появляется от крытая вода, из бухты Провидения в рейс уходит гидрографическое судно «Горизонт» с лоцманским отрядом на борту. Всего двадцать шесть моряков, и среди них неизменно секретарь комсомольской организации Стае Дорохов. В каких только переплетах не приходится бывать бесстрашным парням! На каждом шагу их подстерегает опасность. И какой огромной силой воли, выносливостью надо обладать, чтобы по три-четыре месяца кряду работать во льдах, штормовых океанах, когда волны захлестывают капитанский мостик их небольшого судна.

Но самое трудное — заправка маяков. Тот, кто знаком с морем, хорошо знает, что значит подойти к берегу в штормовую погоду. А ведь экипажу «Горизонта» не приходится швартоваться у оборудованных портовых пирсов. Маяки устанавливаются в открытых водах, кишащих айсбергами, или на необжитых берегах ледовых пустынь. И в этих десантах всегда оказывается Стае Дорохов.

Вот что произошло в последнюю навигацию. Недалеко от мыса Шмидта, на самой оживленной судоходной трассе, надо было срочно заменить детали автоматического радиомаяка, посылающего каждые три минуты сигналы в эфир для заблудившихся судов. А тут еще надвигался обычный в этих местах летом туман. На подходе к маяку «Горизонт» встретили сильный ветер и крутая волна.

Их было трое. Они ушли к островку на

катерке. А на подходе спустили ледянку_

лодку из пенопласта. Катер подойти не мог, волна его бы просто выбросила и разбила. В ледянке сидел Стае Дорохов. Он достиг берега. Но пока устанавливал оборудование, разыгрался шестибалльный шторм. Ветер крепчал и грозил долгой непогодой. Пережидать шторм было бес

полезно. И Стае решил возвращаться обратно. С огромным трудом он отошел от маяка, а когда подошел к катеру, вместе с товарищами очутился в ледяной воде. «Горизонт» подобрал их через полчаса. И первое, о чем спросили моряки, когда ступили на палубу: «Как работает маяк?» Маяк работал отлично, и уже никакой туман судам был не страшен.

Всего, что я узнал о Стасе Дорохове, и не перескажешь. Не случайно жители эскимосского села Сиреники избрали Ста-са депутатом райисполкома. Его любят на гидробазе и говорят о нем как о смельчаке. Для моряка нет похвалы выше. Но сам Стае считает свои подвиги обычной работой.

БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ

Провожая меня, начальник почты поселка Ново-Чаплино наказывал, чтобы я крепче держался за нарты. «Упадешь,— говорил он,— придется идти пешком. Кричи не

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Катер из пенопласта

Близкие к этой страницы