Юный Натуралист 1971-08, страница 36

Юный Натуралист 1971-08, страница 36

37

ХОРОША ЛИ ПАМЯТЬ У ПЧЕЛ?

Можно предположить, что хороша. Не имей они прекрасной памяти, разве смогли бы пчелы в «танце» так точно рассказать другим пчелам о дороге к найденным ими цветам? Но вот оказалось, что к более простому запоминанию пчела неспособна.

В Институте зоологии Академии наук УССР проделали такой эксперимент. У выхода из улья поставили простейший лабиринт с двумя разветвляющимися коридорчиками. Их торцы освещали лампами разного цвета. Когда в конце одного из коридорчиков наливали каплю сиропа, то пчела после 6—8 раз безошибочно ползла на тот цвет, который связывался в ее памяти с угощением. Но если лампочки начинали мигать, скажем раз в секунду, пчела забывала, куда ей нужно ползти. Такая «рассеянность» пчелы, которая меньше чем за секунду забывала, где находится сироп, показалась ученым очень странной. Они предполагают, что пчелы не могут управлять своими движениями только потому, что не видят постоянного ориентира.

— Второе слово Владимиру Владимировичу Петрову.

ДЕРЕВЯННЫЙ УДАВ

Первая встреча с этим растением бывает просто ошеломляющей. Идешь где-нибудь в ботаническом саду, и вдруг... удав на дереве! Уперлась змея толстым хвостом в землю и ползет вверх по стволу, обвиваясь вокруг него. Но очень уж толстая эта змея, да и откуда ей тут взяться?

Оказывается, это растение — глицит ния. Особенно мощные глицинии растут в Сочинском дендрарии и в Батумском ботаническом саду.

Хотя у глицинии настоящая «тропическая» внешность, это житель совсем не тропических стран. Ее родина — субтропики Юго-Восточной Азии. А ведет она себя совсем как наши северные лиственные деревья — сбрасывает на зиму листву. У нас глициния хорошо развивается в более теплых районах.

Ствол лианы действительно очень похож на гигантского удава. И сходство это не только внешнее. Обвиваясь вокруг ствола дерева, глициния душит его. Гигантская «змея» — это спираль из крепкой древесины. В стволе, стиснутом

«удавом», не могут передвигаться соки, необходимые для жизни растений, и дерево гибнет.

Но не думайте, что глициния — только «злое» растение, губитель деревьев. Лиана восхитительно цветет весной. В эту пору у нее еще нет листьев, но зато огромная масса цветков — сплошное сиреневое море. Кажется, будто все растение только из них и состоит. Цветки собраны крупными, свисающими вниз гроздьями, похожими на кисти сирени. Они не только красивы, но и приятно пахнут. Когда видишь все это в первый раз, да еще издали, кажется, что пышно цветет само дерево, а не лиана. Смотришь и удивляешься, что за диковинное дерево цветет. А цветет-то «удав» на дереве. По форме цветки такие же, как у гороха: глициния относится к семейству бобовых. Из цветков к осени созреют плоды, похожие на стручки русских или кормовых бобов, но только в несколько раз больше и очень крепкие, деревянистые. Приятно их потрогать — поверхность у них бархатистая. Внутри плода — плоские семена округлой формы, похожие на копеечные монетки.

— Приходилось ли вам что-нибудь слышать о лесных этажах? Об этом рассказывают В. Ф. Козлов и А. И. Ильичев.

ЛЕСНЫЕ ЭТАЖИ

Оказывается, пауки поделили лес на этажи, и каждый живет только на своем месте. Углубления в почве, брошенные норы и норки, полости под камнями заняли драссодесы, гнафозии и ама-