Юный Натуралист 1971-09, страница 22

Юный Натуралист 1971-09, страница 22

20

1П11111111!!!111|11!|1!П1П11!Ш1|]!111!11|[М11|]1!11!1111!!1]!П1]М

«Вот сейчас мне все объяснит скворец»,— подумала я и подлетела к скворцу. Но тут же отпрянула в сторону. Мой старый знакомый скворец, ни на кого не обращая внимания, сидел на самой вершине облетевшей ветлы и вовсю распевал свою премудрую песенку.

Что же все-таки случилось? Что произошло, почему в сентябре вернулась весна?

Я кинулась было в сад, чтобы хоть там увидеть кого-нибудь и все разузнать. Но в саду увидела такое, что не поверила своим глазам. Там цвела яблоня.

«Ну, уж это совсем что-то не то», — подумала я и решила обязательно спросить вас, мои дорогие друзья: могло ли быть такое, чтобы в сентябре по-весеннему токовал тетерев, по-весеннему пел жаворонок, по-весеннему поскрипывал и посвистывал скворец и яблоня стояла в белых весенних цветах? Разрешите мои сомнения.

сорока

на хбосТе,

принесла

Здравствуйте, мои дорогие друзья. Поздравляю вас с первым осенним месяцем. Только знаете, сегодня я чуть было не решила, что на дворе весна. И виноваты в этом были птицы. Да, да, самые обычные птицы: жаворонки, скворцы и тетерева.

А получилось все вот как. Утром я только приоткрыла глаза, чтобы поздороваться с первым осенним солнцем, как вдруг совсем неподалеку услышала громкое воркование и чуфыканье тетерева-косача. Он выхаживал по полянке и по-весеннему токовал. Что такое? Неужели какая-нибудь очередная невероятная история произошла в наших местах? Но никаких сомнений не оставалось: в сентябре, осенью, перед близкой зимой тетерев-косач вовсю токовал, будто весной...

Не успела я отделаться от первого удивления, как услышала еще один весенний голос.

И тут я совсем растерялась. Высоко над землей вовсю распевал звонкую весеннюю песенку жаворонок. Да, да, жаворонок, который давно окончил было все свои песни и уже почти собрался улетать на юг. Что случилось, почему? Почему сейчас осенью и тетерев и жаворонок вспомнили свои весенние песни? Я помчалась в деревню, чтобы отыскать кого-нибудь и все-таки узнать, как это могло случиться, что тетерева и жаворонки перепутали времена года.

!#\ЕТоттясь

Среднерусский край во власти иерво-осенья. Волна холода спадает, снова не на шутку водворяется тепло. Воздух прогрет, а на солнышке так и совсем припекает. В спокойном воздухе дрожат светлые паутинки, на них путешествуют крошечные паучки-тенетники. Оживились скворцы — тепло бодрит, того и гляди запоют эти пересмешники. По жнивью важно расхажи

вают грачи. Теперь их в одиночку и не увидать: держатся сообща, чтоб пообвыкнуть и приноровиться к скорому отлету.

Ведренную пору первоосенья исстари называют «бабьим летом». Бабье лето — это лучшие дни осени. Кому ж не любо тепло, хоть и прощальное. В похолодание даже раскраска листвы несколько задержалась, а как теплынь — расцвечивание далеко продвинется. Вон в лесу уж и осина закраснела, скоро лист потечет. Осиновые стволы от избытка крахмала стали сизыми, будто припудрились. В хвойниках теперь чаще попадутся рыжики, в смешанном лесу — волнушки, грузди, опенки. Белый же — этот несравненный трофей — радует грибника везде, не встречаясь лишь в сплошном осиннике.