Юный Натуралист 1972-01, страница 12

Юный Натуралист 1972-01, страница 12

10

байнами не собрать жемчужины-зерна. Словом, человеку нужен рис — низкорослый крепыш.

Рис проживает уже сотни и тысячи лет. Это важнейшее пищевое растение. До недавнего времени половина человечества питалась рисом. Сейчас он, как вежливый рыцарь, уступает первое место пшенице. Если собрать данные со всех стран мира, то окажется, что пшеница заняла первое место по площади посевов, но всегда уступает рису по урожайности.

По сравнению с той же пшеницей рис не любит уходить корнями глубоко в землю. Главная масса его корней располагается поближе к поверхности земли.

Среди всех жителей полей, садов и огородов наш герой стоит особняком. Он любит воду еще больше, чем бегемот. Тот все-таки время от времени вылезает на землю. А для риса сухие периоды его жизни не превышают считанных дней. Рисовое поле залито водой практически все три с половиной месяца, что отделяют сев от сбора урожая. Говоря языком науки, рис — гигрофит, любитель воды. Много раз пытались выращивать это растение посуху, без обилия воды — ничего не получалось. Вода стала для него пищей, средой обитания, защитой от вредителей и сорняков, теплым одеялом и одновременно холодильником. И для человека, который возделывает рис, почти все земледельческие заботы связаны именно с водой. Как добыть воду? Откуда провести каналы? Где устроить запасные водохранилища? А куда потом девать воду, что сбрасывают с плантаций? Ведь она зачастую слишком соленая: рис привык расти на засоленных землях.

Вода — друг рисовода и одновременно его враг, ибо вода мешает работе машин и механизмов. Значит, машиностроители получают совсем особое задание — спроектировать машины, способные работать по колено в воде или утопая в жидкой грязи. У химиков тоже свои заботы. Ведь одно дело ядохимикаты и удобрения для сухой почвы и сухих растений и совсем другое дело — для плантаций риса. Именно водный образ жизни поселил внутри риса тысячу и одно противоречие.

Его корни искали влагу и получили ее полной чашей. Но одновременно водяное покрывало почти начисто лишило почву воздуха. И пришлось корням приспосабливаться к среде, лишенной воздуха. Рис обрел одно, но потерял другое. Вот первое противоречие. И агротехникам надо это учитывать. Воздух рисовым корням все же нужен. Как же доставить его в землю сквозь толщу воды? Может быть, вспомнить про аквариум с золотыми рыбками

и воздушным насосом? Через шланги нагнетать воздух, растворяя его в воде миллионами серебристых пузырьков? Нет, из такой затеи ничего не выйдет. Рисовые поля занимают тысячи гектаров, это не крохотный аквариум, а целые искусственные озера.

Агрономы нашли выход из положения. Осенью, перед уборкой урожая, воду с рисовых полей спускают. Искусственные озера мелеют и, наконец, высыхают. Вот тогда-то самая пора всю почву превратить в кладовую воздуха. Надо его запасти впрок, накопить, чтобы весной земля ушла под воду, вся насыщенная воздухом, вся пропитанная им. Как это сделать? Осенью на рисовые поля выходят мощные тракторы. Именно мощные. Стальным богатырям средней силы тут не справиться. Трактор пашет. Вот уж, казалось бы, самое обычйое для сельского хозяйства занятие — пахать. Но у риса все необыкновенное. Для пшеницы и свеклы, картофеля и кукурузы идеальная почва — это мелкие комочки и ровная поверхность, а для риса надо сперва все поле усеять земляными глыбами. Каждая глыба будет отлично проветриваться на свежем ветерке. И ветерок этот принесет в ее трещины, поры и закоулочки живительный кислород. Каждая глыба превратится в консервную банку с начинкой из воздуха. Так будет проветриваться все будущее рисовое поле.

Но смотрите, как тяжело трактору. Он надсадно урчит, отдавая последние силы. Плуг облеплен влажной землей, превратился в бесформенную глыбищу. Нет, не приспособлен обычный плуг для такой работы. Рису все нужно особенное. И пришлось для самого старого земледельческого занятия — пахоты — конструировать особый плуг. На наши рисовые поля вышли особые плуги — дисковые. В них не было традиционных широких ножей, их заменили острые вращающиеся диски.

Итак, за осень и зиму каждая глыба пропитается воздухом. А весной надо сеять рис. Но... опять заминка. Разве по таким глыбам пустишь сеялки? Да они все свои железные бока обломают, растрясут все свои болтики-винтики. Надо для сеялок приготовить дорогу. Гладкую. И на рисовые поля выходят самые настоящие дорожные машины. Именно те машины, что строят дороги. Скребки, огромные ножи и ковши на стальных колесах, влекомые тракторами. Они разбивают глыбы на комочки, подравнивают всю поверхность поля: где подсыплют ковшик земли, где чуть-чуть срежут. Ничего, что они раздробят глыбы. Воздух в них сохранится, и земля уйдет под воду, обогащенная кислородом. Земля уйдет под воду...