Юный Натуралист 1972-05, страница 43

Юный Натуралист 1972-05, страница 43

43

Летает она между цветами, словно накрытыми столами со сладким сиропом и вареньем, проголодается — опустится на цветок и наслаждается нектаром.

На самом деле все гораздо сложнее. Оказывается, бабочки хорошо знают цветы и безошибочно отличают ядовитые или просто лишенные нектара. Каждый видел, как бабочки, отталкивая друг друга, теснятся на цветке, не обращая внимания на соседний, хотя он и крупнее, и ярче, и, казалось бы, куда привлекательнее.

Ошибаются бабочки очень редко, а если уж придется съесть что-нибудь ядовитое, не спешат складывать лапки, а лечатся. Отравившаяся бабочка садится на край лужицы, погружает в нее хоботок и как насосом накачивает в себя воду. Каждые несколько секунд с конца ее брюшка падает маленькая капелька воды. Так бабочка промывает желудок. Лечебная процедура может длиться долго, иногда полчаса, до тех пор, пока бабочка не почувствует, что весь яд вместе с водой не вышел из ее тельца. Вот вам и глупое насекомое!

— А теперь, уважаемый Мюнхгаузен, о загадке, которая привела меня сюда. Загадка редчайшая и необыкновенная. Конечно, вы слышали о термитах. Представьте себе: многоэтажный дом, в котором живут эти насекомые. На первом этаже что-то стряслось. Мгновение — и все этажи знают: тревога. Где, скажите, у термитов колокол, в который они бьют тревогу? Что, не знаете даже вы? Я так и предполагал.

— Не отчаивайтесь, друг мой. Если не знаю я, это вовсе не значит, что вы останетесь без ответа. Терпение — и вы получите ответ. Слушайте, что расскажет нам В. К. Григорьев.

По сигналу тамтамов

Маленькие африканские селения, затерянные в непроходимых джунглях, не связывают ни телеграфный провод, ни телефонный кабель, но вести о набегах воинственных племен или белых охот

ников за рабами издавна распространялись от деревни к деревне. Разносил тревожные вести грохот барабанов — тамтамов. Услышав сигнал тревоги, туземцы били в свои тамтамы, и новость передавалась в глубь джунглей.

Ученые обнаружили такой способ передачи вестей об опасности у термитов — мелких насекомых, живущих огромными семьями, по нескольку миллионов в каждой. Когда возникает опасность даже в самом отдаленном уголке термитника — многоэтажного глиняного небоскреба, в котором живут насекомые, по всем его камерам и галереям поднимается тревога. Любой термит, первым заметив опасность, может подать сигнал бедствия. Тамтамом ему служит... собственная голова. Термит приседает на ножках, потом расправляет их как пружины и изо всех сил бьется головой об стену. Микроскопический мозг запрятан глубоко внутри бронированной головы, поэтому «сотрясение мозга» термиту не грозит. Удары головы следуют в точно определенном ритме тревоги: три удара — пауза — снова три удара. Бьющего тревогу термита недавно удалось заснять на кинопленку, а его сигналы записать на магнитофонную ленту. Хорошо слышно, как барабанная дробь повторяется другими термитами. Прежде чем поспешить на помощь, они передают сигнал дальше, и скоро весь термитник готов к бою.

Органы слуха, если можно так сказать, уши термита находятся на коленях. Устроены они особым образом. Сигнал тревоги, поднятый даже очень далеко, термиты слышат прекрасно, а любой посторонний звук такой же громкости оставляет их равнодушными.

— А вот вам и вопросы Почемучек.

1. Какие растения являются живыми барометрами, предвестниками дождя?

Москва ЛЕНА БУРАГО

2. Однажды я с товарищами был в лесу. Вдруг из вороньего гнезда на нас летит зверь. Хвост у него пушистый, ушки маленькие. Это не белка, у нас в лесу нет шишек. Что это за зверь?__

с. Нагольное СЛАВА ПЕРЕВЕРЗЕВ

Белгородской области

— Итак, наше заседание подошло к концу. До следующей встречи, дру-зья. Летом, в июне._ _