Юный Натуралист 1973-03, страница 43

Юный Натуралист 1973-03, страница 43

52

Михаил Михайлович Пришвин

Недавно все любители родной природы, поклонники светлого таланта писателя, отметили 100-летие со дня рождения чудесного поэта родных лесов, мудреца и сказочника Михаила Михайловича Пришвина.

За свою большую жизнь Пришвин изъездил и прошел всю страну. Но больше всего любил он леса Центральной России — подолгу жил среди медно-ствольных сосен на берегу Плещеева озера, забирался в дремучие ельники Калининской области, бродил в светлых березняках Рязанщины. Он умел видеть лес живым, научился понимать его голоса и рассказывал об услышанных лесных тайнах в своих книгах.

Деревья, птицы, звери, травы в его рассказах и повестях не оезмолвные свидетели происходящего — они действующие лица: могут приласкать и обогреть человека, если он относится к ним как к своим друзьям, могут и наказать высокомерного обидчика.

ТРОСТНИКОВОЕ ЦАРСТВО

Сплошной стеной встают заросли тростника по берегам рек и на мелководьях в Прибалхашье. В сильный ветер они перекатываются волнами, словно бушующий океан. Богато птичье население этого тростникового царства. Здесь под густым травяным пологом живет около 60 видов птиц. Весной круглые сутки шумит и гомонит в тростниках это пернатое племя.

В самых укромных уголках селятся пеликаны и бакланы. Хотя колонии этих птиц довольно редки, сами птицы часто попадаются на глаза. Правда, они очень осторожны. Летящий даже на большой высоте пеликан всегда облетит стороной человека. Близко увидеть птицу удается только, если спрячешься в зарослях.

И пеликаны и бакланы — птицы общественные. На гнездовья они собираются вместе. В каком-нибудь глухом уголке тростниковых островов, окруженных глубокой водой, устраивают они свои гнезда. Пеликаны обычно в середине колонии, бакланы по краям и всегда на более высоких местах. Интересно, что розовый пе

ликан селится только крупными колониями. Напротив, серый, или кудрявый, хотя и предпочитает жить сообществом, строит и отдельные гнезда.

Незабываемое впечатление оставляют колонии пеликанов. Правда, добраться до них бывает нелегко: запутанный лабиринт проток, сплошная стена тростника, через которую надо пробиваться, таща за собой байдарки, тучи мошкары и комаров. Но все окупается сторицей, когда рказываешь-ся рядом с колонией. Совсем близко видишь огромных белых птиц с непомерно большим клювом. В оранжево-желтом мешке подклювья легко помещается сазан весом в 4 килограмма. С первого взгляда взрослых, одинаково белых птиц не всегда и различишь, а вот птенцы у пеликанов разные. У розового они черные, а у кудрявого пеликана белые.

За последние десятилетия число пеликанов начало сокращаться, и потому их взяли под охрану. Охота на них запрещена.

С самого прилета и до ледостава в тростниках гомонит и плещется утиное племя.

муравьиная кочка

Отрывок из дневника 1928 года. Печатается впервые.

Муравьиная кочка была расчесана тетеревами, в другой кочке было углубление, как бывает в земле от мышкующей лисицы: оно было сделано не тетеревами. Кто это сделал? Мой вопрос остался бы, как сотни вопросов в лесу, без ответа.

Но мне захотелось чай пить, и неподалеку я уселся в моховую кочку под сосну. Я затих, выпивая понемногу чай из стакана, и слился с деревьями, с кочками в тишине.

Тогда послышалось порханье дятла. Это он перелетел на мою сосну. Посидел, подумал, глянул во все стороны, не обратил на меня никакого внимания и спустился на ту самую кочку, с которой был поставлен вопрос.

Ответ явился: это дятел работает, вырывая себе, вероятно, муравьиные жуколки.

Публикация В. Д. Пришвиной