Юный Натуралист 1973-05, страница 11

Юный Натуралист 1973-05, страница 11

14

взовьется будущий газон. Стоит этой смеси попасть на землю, как она быстро высыхает, превращается в тонкую пленку, которая крепко держится на откосе любой крутизны. Семена в ней оказываются в самых благоприятных условиях. Они надежно укрыты от ветра, под пленкой сохраняется влага, да и удобрения рядом. «Небесная» сеялка способна осыпать семенами сразу огромную площадь. Безжизненные до того холмы и карьеры покрываются зеленой травой.

Выходит, чтобы вернуть земле утерянное по вине человека плодородие, свои усилия объединяют почвоведы и горняки, ботаники и строители, агрономы и специалисты по авиационным двигателям.

Но если мы вглядимся в безобразные мертвые горы, растущие буквально на глазах около шахт, карьеров, тепловых электростанций, то в этой бросовой, никчемной породе обнаружатся вещи весьма любопытные. В ней встречаются залежи особо ценного песка, который необходим при изготовлении стекла. Этот песок так и называют — «стекольный». Есть тут и глина, и писчий мел. Он тоже часто попадает в отвалы, зря лежит под насыпью других пород. Многие колхозные, совхозные поля нуждаются в извести. А она — под руками, в ближайшем отвале.

Значит, назвать «пустую» породу пустой — нельзя. Она наполнена многими ценными для человека веществами. Если их пустить в дело, подойти к ним по-хозяйски, горы отвалов станут меньше, а то и вовсе пропадут. И тогда легче будет возвратить их сельскому или лесному хозяйству плодородными, способными заколоситься золотыми хлебами, зашуметь березняком, покрыться по весне бело-розовым покрывалом яблоневого цвета.

В. Шешнев

НОВОСЕЛЫ ИЗ

ЭФИОПИИ

Обезьяны. Этих ценных животных становится все меньше и меньше в природе. Виной тому развитие цивилизации в тропических странах, строительство городов, дорог и вырубка лесов. По предположению многих видных экологов, к концу нынешнего столетия обезьян в природе может не остаться. Они будут существовать только в неволе.

Во многих уголках земного шара создаются питомники, где разводят обезьян разных видов и проводят медико-биологические и другие научные исследования.

Самый крупный обезьяний питомник в нашей стране — в городе Сухуми. Там проводят работу ученые Института экспериментальной патологии и терапии Академии медицинских наук СССР. Природа Абхазии пришлась по вкусу обезьянам, они хорошо себя там чувствуют и нормально размножаются. Но научные сотрудники института давно мечтали акклиматизировать обезьян в лесах и предгорьях Северного Кавказа. И вот мечта их сбылась. Летом 1971 года неподалеку от города Туапсе был начат интересный эксперимент под руководством члена-корреспондента Академии медицинских наук, заслуженного деятеля науки профессора Б. Лапина. Сюда завезли небольшую партию африканских обезьян — павианов гамадрилов.

Ученые хотели проверить, смогут ли теплолюбивые тропические животные приспособиться к условиям юга России, где два-три, а то и четыре месяца в году бывает прохладно. Выбрали этих обезьян не случайно: они менее прихотливы к еде, к колебаниям температуры и самые подходящие для медико-биологических исследований.

Два месяца держали павианов в вольерах — обезьяны проходили карантин. А потом пятнадцать из них выпустили на волю, а вожака Яшку и пять взрослых самок оставили в вольерах. Оказавшись в лесу, животные и не подумали далеко уходить от нового места жительства. Видимо, причин здесь две: или им не хотелось покидать дом, где они получали пищу, или их удерживали сородичи, которые еще находились в плену у человека. s

Но прошло немного дней, и обезьяны привыкли к новым условиям жизни, изучили лес и очень обрадовались, когда обнаружили кормушки с лакомством — брикетированными кормами, специально для них приготовленными. Зимой эта пища каза-