Юный Натуралист 1975-02, страница 25

Юный Натуралист 1975-02, страница 25

24

всякой было немало, даже куницы водились. А в самом дальнем обходе мы часто встречали глухарей. Летом они поднимались на вырубках, среди малинника. Бывало, так зашумят, даже вздрогнешь. Осенью собачонка лесника часто облаивала их на осинах. В сентябре они часто клюют листья и почки. Раз живут глухари, значит, и токовище их где-то должно быть. Но где? Ранней весной в этих местах мы сажали молодые сосенки. Вечером в сторожке лесника Василия Смыслова развернули план лесонасаждений, чтобы пометить на нем выполненные работы, и бросился мне в глаза голубой кружок на желтом фоне. Так на лесных планах принято обозначать болота (голубым цветом) и сосны (желтым). В сосновом лесу болото! Не здесь ли и поют глухари? Смыслов работал лесником недавно, лес знал еще плохо. И все-таки я спросил: «Найдешь ночью это болото?» — «Как не найти, еще мальчишкой за клюквой хаживал».

В первом часу мы и отправились. Во время глухариных токов почему-то всегда стоят темные ночи. И эта не была исключением. Но Смыслов уверенно вел меня лесными просеками, обходил стороной места, затопленные полой водой. Наконец он остановился. Я велел леснику подождать, а сам пошел наслушивать песню. Она тихая, пока шагов за двести не подойдешь, не услышишь. Но стоит нечаянно хрустнуть веткой — и птица сразу замолкнет.

Шел осторожно, то и дело прислушивался, приложив к уху ладонь. И услышал. Поет, да так азартно, песню за песней, почти без перемолчек. Я быстро подошел к глухарю. Было еще темно, трудно разглядеть певца на вершине сосны. Но я увидел другое. Неподалеку под деревом сидел человек.

Не сказать, чтобы я испугался, а все-таки холодок пробежал по спине. И наверное, сделал неосторожное движение! Глухарь замолк, потом издал какие-то хрюкающие звуки, зашумел крыльями и улетел. Незнакомец поднялся и шагнул

ко мне. В высокой сутулой фигуре было что-то очень знакомое. Да ведь это Николай Викторович, учитель биологии! Он узнал меня, протянул руку и сказал с доброй улыбкой: «Придется вам поставить двойку за поведение: подшумели ведь глухаря. А я мечтал его сфотографировать».

К глухарю нельзя относиться без уважения: живет в дремучем хвойном лесу, в зимнюю стужу ночует в снегу и кормится почками, побегами деревьев, хвоей, а летом и ягодами. Но как оказалось, не только летом.

Поднимаясь на высокий холм на побережье Белого моря, поросший низкорослыми соснами, наткнулся я на полянку с красной брусникой. Было это в последних числах мая. Весна и брусника — вот чудо! Ягоды хорошо сохранились под снегом и были такими же вкусными. Конечно, я стал их собирать. И вдруг грохот: взлетел глухарь, неподалеку другой, третий. Огромные птицы поднимались совсем близко и улетали, вытянув шеи. Я хорошо разглядел их. Спина и крылья — черно-бурые, с белыми пестринами, зоб и хвост черные, с зеленоватым отливом, над главами красные брови, а клюв как у орла. Самки пестренькие и размером поменьше.

Выходит, и весной эти птицы лакомятся брусникой. А зимой у глухаря пища жесткая, грубая. И чтобы перетереть ее, приходится запасаться камешками. Не сделаешь этого — погибнешь. Если нет поблизости каменистых берегов речек, песчаных обрывов или хотя бы обочин шоссе, птицы и за пятьдесят километров улетят. Охотоведы знают об этом, и, чтобы помочь птицам скоротать зиму, завозят в лес мелкие камешки, устраивают искусственные гравий-ники.

Есть и другая потребность у глухарей. Как-то я шел на одно таежное озеро половить жерлицами щук. И присел отдохнуть на поросший сосновым лесом песчаный холмик, который возвышался среди мохового болота. Вижу, повсюду под соснами небольшие ямки и вокруг пестрые перышки разбросаны. Глухариные ванны! Наверное, птицы слетаются сюда со всей округи, чтобы покупаться в песке, освободиться от мелких докучливых паразитов — пухоедов. Выходит, что песчаный холм среди болот для глухарей будто лесная общественная баня. Если срубить этот лес, уничтожить баню, придет беда. Поэтому охотоведы нарочно привозят в лес песок. Такие места называются порхалищами.

Глухарь — птица капризная. Если нарушить необходимую для него окружающую обстановку: обобрать вокруг все ягоды, проредить густые заросли или уничтожить