Юный Натуралист 1975-07, страница 5

Юный Натуралист 1975-07, страница 5

3

скопические трубы. Ими скакунчик рассматривает все, что его интересует. Только сама труба остается на месте, а сетчатка, принимающая изображение, перемещается в ту или иную сторону. Так, не вращая глазами, можно не упустить из виду бегущего муравья или огромную руку великана, каким кажется человек паучку-малютке.

Как ни велико разнообразие глаз, устроенных по типу фотокамеры, все равно мы их найдем только у шести процентов существ. Большинство же обладают сложными фасеточными глазами, такими, как у насекомых и ракообразных.

Сложный глаз видит мозаичную картину, причем каждый отдельный глазок видит свое. Глазки сложного глаза напоминают трубочки, у которых есть своя фокусирующая система, построенная из двух линз, выпуклой роговицы и хрусталика. У стрекозы, отличного охотника, каждый сложный глаз состоит из 28 тысяч глазков. А у муравья их так мало, что он способен лишь отличить свет от тьмы. Однако волноваться за муравья не нужно, он различает форму предметов по запаху.

Ученые не раз пытались узнать, как видит сложный глаз насекомого или ракообразного. Немецкий ученый Экснер сфотографировал окно сквозь фасеточный глаз светляка. На фотографии были видны и расплывчатый оконный переплет, и неясные очертания собора, находившегося за окном. Это позволило предположить, насколько неопределенно видят окружающий м*р насекомые. Когда же появилась возможность регистрировать с помощью микроэлектродов биотоки, идущие от отдельных клеток, то оказалось, что зрение насекомых куда лучше, чем предполагали ученые. Каждый отдельный глазок различает отдельное изображение той или иной части рассматриваемой картины. Правда, пока еще остается загадкой, каким образом эти фрагменты изображения, часто повторяющиеся, в нервных клетках насекомого превращаются в стройную картину окружающего мира. То, что сначала казалось простым, требует еще немалых усилий для изучения. Сложные глаза насекомых и ракообразных могут видеть то, что недоступно нашему взору. Во-первых, ультрафиолетовые лучи, а во-вторых, плоскость поляризованных лучей.

Попробуем представить, как насекомые видят окружающий мир. Если бы мы вышли на цветущий луг, нашему взору редстал бы пестрый, разноцветный ковер, от стоят красные маки, а для пчел они ультрафиолетовые». К сожалению, мы нигде не видели и не увидим этих лучей, " по"ому и не можем представить, какие «и. Белые цветы пчелы воспримут как

голубовато-зеленые. Зато все синие и фиолетовые расцветки для насекомых несут такое множество оттенков и красок, что наш разноцветный ковер сразу бы поблек. Ибо как раз синий и фиолетовый тона цветов отражают самое разнообразное количество лучей самой различной длины.

Сложный глаз пчел, рачков видит и поляризованный свет. Представьте себе, хотя бы на минуту, что мы смогли его увидеть. Тогда на наших глазах все: небо, вода рек и озер — покрылось бы сложным узором. И даже если солнце закрыто облаками или тучами, по узору мы всегда бы «видели», где оно находится. Словом, могли бы по нему ориентироваться.

Мир фасеточных глаз велик и разнообразен. Вот ползет огромный рак-мечехвост, достигающий в длину иногда 90 сантиметров. Древнейший рак — он живет на Земле уже 425 миллионов лет, — оказывается, может своими сложными глазами увеличивать контрастность картины, которую он видит. Чтобы изменить контрастность изображения на телевизионном экране, нужна сложная электроника, а у мечехвоста вся его «электроника» скрыта в небольшом фасеточном глазу.

Могло бы насекомое, обладающее сложными глазами, воспринимать телевизионную передачу или смотреть кино! Если нам показывать 10 изображений в секунду, мы еще различим отдельные зрительные образы, а если 16, то все сольется в непрерывное действие. Мухе или пчеле надо 200 смен кадров в секунду, чтобы она восприняла непрерывное движение. Поэтому на наших телевизорах и киноэкранах насекомые видели бы отдельно меняющиеся картинки. А свет ламп дневного света, зажигающихся и гаснущих 50 раз в секунду, который мы воспринимаем как постоянный, для них представляется всегда мигающим.

В ходе эволюции животные «ставили» самые настоящие эксперименты по созданию живых приборов для собственного зрения. Наверное, мало кто слышал о сканирующем глазе, который работает по тому же принципу, что и телевизионная трубка. Сканирующий глаз можно найти у маленького членистоногого капилия. Большой красивый хрусталик смотрит на мир. Он фокусирует изображение на... нет, не на сетчатку, а в пустое пространство глазной камеры. Изображение улавливается всего-навсего одним светочувствительным рецептором, прикрепленным к тонкому мышечному пучку, который перемещает его в глазу, словно электронный луч в светочувствительной трубке телекамеры.

Другие животные обходятся без хрусталика, и глаз у них построен наподобие камеры с точечным отверстием. Головоногии