Техника - молодёжи 1978-09, страница 46...ни злату;но стеклу(Заметки журналиста) II I I I' РЕДЬКИН прозрачным — одна сторона оста валась шероховатой, свет рассей вался. От римлян ведет свое начало и средневековое стеклоискусство. Самое знаменитое из средневековых европейских стекол — венецианское. Технология его ныне знакома любому стеклодуву: стеклянные, интенсивно окрашенные нити-тычинки мастер укладывал параллельно по всей поверхности цилиндрической формы, а внутрь ее опускал «каплю» прозрачной расплавленной массы. Цветные тычинкн приклеивались к «капле», мастер же нагревал ее вторично, наносил новый слой, а потом вытягивал заготовку, отчего нити-тычинки утончались. Для получения филигранного стекла оставалось их нарезать, а из заготовки создать задуманный сосуд. Если же мастер одновременно с вытягиванием крутил заготовленный цн линдрик, нити-тычинки пересекались в сложном филигранном узоре. Оставило нам средневековье н витражи — разноцветные или расписанные красками стекла для оконных проемов. Знамениты витражи собора Парижской богоматери, Реймского собора, монастыря в Сан-Ремн. А художественные эффекты мозаики? Не из камня, не из керами ки выкладывалась она, из кусочков смальты — крашеного стекла. Говорят, в мозаичной мастерской Ватикана хранилось до 28 тыс. оттенков смальты. Находят древнейшие изделия из стекла и на территории СССР. Цилиндрические бусы обнаружены на Кавказе, в Амиранис Гора. В Средней Азии уже с V в. н. э. известны мастера-стеклодувы, получавшие разноцветные стекла. Бусы из стекловидной массы найдены в. Южиой Туркмении. Их возраст 3— 3,5 тыс. лет У наших предков стекольное ремесло сложилось к IX веку. Древнерусские мастера вырабатывали в большом количестве разноцветные мозаичные стекла и эмали, браслеты, кольца, бусы. Во второй половине X века русские эмали были хорошо известны на Западе. По качеству они превосходили западноевропейские и пользовались там большим спросом. Татаро-монгольское нашествие привело к утрате высокой культуры русского стекла. Лишь в 1635 году в селе Духанине под Москвой основывается стекольный завод «для изготовления аптекарской и прочей посуды». А в 1752 году было дано «позволение профессору Ломоносову завести фабрику для делания разноцветных стекол, бисеру, стеклярусу и других галантерейных вещей». Фабрика великого ученого стала опытным производством, лабораторией крупного масштаба. И сегодня нас удивляют его работы, например, по окраске стекол. М. В. Ломоносову удалось получить около 20 тыс. цветовых оттенков. Пять лет упорно трудился он над много красочным мозаичным панно «Пол тавская баталия», а из кусочков смальты собственного изготовления выполнил портрет Петра I. Свое восхищение перед стеклом ученый выраанл в стихах: Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но стеклу... И в XIX столетни русское стеклоделие продвигалось к вершинам совершенства. Архитекторы Карл Росси и Тома де Томон почитали за честь служить на Петербургском стеклянном заводе в должности ннвентора — выдумщика, изобрета теля, а по-современному — главного художника. Одна из вершин стеклоискусства русских мастеров XIX века — хрустальное ложе, подаренное Ни колаем I персидскому шаху. Выполненная по рисункам инвенто-ра Иванова, хрустальная кровать представляла собой обширное ложе с тремя ступенями, двумя колоннами в изголовье и семью вазами — действующими фонтанами по бортам. * » * История стеклоделия видится древом с неоглядной ветвящейся кроной. Одна из ветвей его — хрусталь — драгоценное светоносное стекло. Обыкновенное стекло варится иэ Русский хрусталь. Печь, откуда выходит стеклянное чудо. Динамика формы и разнообразие цветовой палитры отличают работы молодого автора И. Онищука (см. фото на стр. 45).
|