Техника - молодёжи 1978-09, страница 49

Техника - молодёжи 1978-09, страница 49

Мелкая стеклянная скульптура — жанр довольно редкий. А для В. Гинзбурга она дело всей жизни. Из-под его рук выходят изделия, которые с полным основанием можно назвать произведениями искусства. Фигурки зверей, изображенные на снимке, поражают стремительностью линий, чуть нарочитой изящностью, в которой угадывается тонкий художественный вкус художника (см фото на стр. 45).

само рождает свет: изнутри будто излучается зеленое сияние.

Изменяя пропорции добавок, комбинируя окислы тяжелых металлов, стеклоделы варят стекла десятков тысяч оттенков, порой неразличимых для неискушенного глаза. Художнику же без них пусто. Появляются на свет и стекла как бы смешанных оттенков. Добавка окислов железа к голубому медному стеклу приглушает открытый голубой. Стекло выходит болотного, а при иной дозировке — табачного цвета. Смешайте три красителя — окислы железа, меди, никеля — и получится знаменитое дымчатое стекло (если выдержаны пропорции 1 : 15 : 1). У дымчатого стекла, как у всякого благородного материала, есть свой нрав. Проявляется он оригинально: приняв серое стекло за исходное, можно добиться любого цветного оттенка — от слабого синего (стального) до слабого желтого (топазового)...

Дешевизна цветного стекла, его яркая окраска, игра света издавна привлекали имитаторов изумрудов, сапфиров, хризолитов или рубинов, но их тревожило, что традиционные красители не способны сделать стекло неотличимым от драгоценного камня.

Научно-техническая революция не могла не подхлестнуть эксперименты с окраской стекол.

Первым повезло чехословацким стеклоделам. В поисках оптимальных красителей они наткнулись на редкоземельные элементы (эрбий, неодим, празеодим и т. п.). Стеклам, окрашенным ими, свойственны выразительная чистота цветового тона, высокая светопрозрачность и повышенная светопреломляемость. И в нашей стране теперь редкоземельные элементы используются, особенно в производстве специальных стекол, в том числе и ювелирных.

Методом проб и ошибок 15— 17 лет назад, например, иа львов-ской фирме «Радуга» удалось выйти на редкие сочные цветовые гаммы.

Шкалы светового спектра стекол, полученных на основе редкоземельных элементов, тоже зависят от дозировки красителей и их комбинации. К примеру, у малых концентраций окиси неодима цветовой тон лежит в синей области, при увеличении его оттенок смещается в фиолетовую часть спектра, а затем в пурпурную. Получение искусственных самоцветов не всегда столь элементарно. Для иных требуются сложные составы добавок в шихту. Таково церий-титано-селе-новое стекло, имитирующее топазы

и цитрины (желтые и оранжевые цвета). Наиболее активно ведет себя в этой смеси селен. Он повышает интенсивность окраски, придает стеклу розовый и нежный желто-розовый цвет.

Селеновые стекла за их обаятельное звучание зовут еще розалино-выми.

В отличие от золотого рубина с его легкими лиловатыми оттенками селеновый рубин — слегка оранжевый, яркий, искрящийся. Варят его из содержащей цинк стекломассы с добавкой, помимо селе на, сульфида кадмия. Красный цвет стеклу придают ультрамикроскопические кристаллики сульфо селенида кадмия. Цветовой оттенок зависит не только от величины кристалликов. На его окраску влияют и химический состав компонентов, и их соотношение. Основа селенового рубина — кадмиевая, желтая расцветка при добавке селена постепенно переходит в оранжевую и красную: выше доза селена — темнее красный оттенок.

Светло-красные и пурпурные тона придаются стеклу введением еще одного иа редкоземельных элементов — эрбия. Добавка же свыше 0,05 процента селена сдвигает пурпурный оттенок до светло-красного. Селен, поглощая зеленые лучи, или повышает интенсивность окраски, или полностью ее изменяет, как это случается при его добавке в свинцово-эрбиевые стекла. В любом варианте интенсивная окраска селеном уподобляет стекла самоцветам. Причина — полное поглощение коротких длин световых волн.

О колористическом и оптическом совершенствах некоторых цветных стекол — имитаторов драгоценных минералов свидетельствует их двух-цветность (двухцветность, или «александритовый эффект», — изменение окраски в зависимости от характера освещения, толщины минерала и т. п.). Так, неодимовые стекла — голубые, фиолетовые, пурпурные — способны на «александритовый эффект» при добавке окиси эрбия. Порой возникают такие чистота цвета и усложнение спектра стекол, что искусственный самоцвет меняет свою окраску буквально на глазах.

Новые составы цветных стекол (с соединениями эрбия и его комбинаций с окисью неодима) прошли промышленное испытание, открыв увлекательную страницу в технологии технических н декоративных стекол. Неодимовое стекло победило традиционный материал для лазеров — рубин и стало «сердцем» инфракрасного лазера. Незаменимо оно и в светофильтрах на судах речного и морского флота. Искусствен-