Техника - молодёжи 1978-09, страница 48стекла надо добавить окисел тяжелого металла. Какого? Это уже дело вкуса — все зависит от желаемого цвета. Проще получить голубые и зеленые цвета, потому-то ими первыми человек и наделил стекло. Красными же оттенками — наиболее редкими и трудными для производства — люди овладели лишь в XVIII веке. Палитра мастера ранее была обусловлена наличием местных красителей. Еще недавно тронутые сероватой дымкой изделия эстонских мастеров контрастировали с яркими, горячими тонами украинского стекла. Теперь любому предприятию доступен тот краситель, который необходим художнику-мастеру. Шкала цветов и оттенков современного окрашенного стекла не исчерпывается видимым спектром радуги. Однако расскажем сперва о стеклах элементарных локальных цветов — синих, голубых, фиолетовых, зеленых, желтых. Итак, синие, или кобальтовые, стекла. Об их происхождении говорит само название. В шихту традиционного состава вносят техническую смесь — окись кобальта, варят стекломассу. Вот, пожалуй, и все: синее стекло готово. Ультрамариновые стекла, пропускающие синие и фиолетовые лучи, ведут свою родословную от закиси кобальта. Чем больше кобальтовой добавки, тем интенсивнее цвет стек-• ла. Чистое синее, без какого-либо оттенка, получается с добавкой в кобальтовое стекло окиси меди Именно оно ближе всего к спектральному голубому цвету, своего рода образцу, стандарту. Окись меди — широко распространенный краситель. Гамму голубых и зеленых тонов, аналогичных водным растворам солей меди она дает в зависимости от количества добавки. Но теплые оттенки зеленого цвета без примесей голубого окиси меди оказываются не под силу. Они получаются после добавки другого окисла — хромового. В пропорции 1,5 : 1 окись меди и окись хрома дают чистое зеленое стекло. Они же используются и для получения оттенков голубого цвета, в других, разумеется, пропорциях. Сейчас разработаны новые рецепты зеленых стекол. Оригинально звучит зеленый цвет, полученный с помощью трехокиси урана. В основе привлекательности — флюо ресценция, способность превращать до двадцати процентов невидимого ультрафиолетового излучения в видимый зеленый свет. Такое стекло Кубок «Праздничный» работы Ф. Черняка, несомненно, может стать ук шением любого празднества (в в е р • х у).
|