Юный Натуралист 1977-09, страница 42

Юный Натуралист 1977-09, страница 42

40

Перед нами ферула — интереснейшее растение Кызылкума. Толстый ярко-зеленый стебель высотой около полутора метров со вздутыми прилистниками несет светло-желтый зонтик — голову. Нагнувшись к одному из прилистников, я услышал глухое жужжание, а когда отвернул край, из его жерла один за другим стали вылетать крупные темно-коричневые жуки.

Моему удивлению не было границ, когда, заглянув внутрь прилистника, я увидел свое отражение на дне его. Вода! В каждом прилистнике находилось не менее 100—150 граммов воды.

Как нам впоследствии рассказали в Самаркандском краеведческом музее, вода в прилистниках ферулы привлекает не только жуков. К одиночным растениям наведываются также осторожные куланы и сайгаки.

Вам, дорогие читатели, на своем горьком опыте не советую даже пытаться утолить жажду водой ферулы. В отличие от куланов и сайгаков вас долго-долго будет преследовать и терзать запах этой «водицы», описать который у меня нет слов.

Вот почему у королевы Кызылкума такое название — ферула вонючая.

Страничка для рыболовов. Тем, кто может ловить рыбу в прозрачных горных речках, советуем прочитать письмо нашего Почемучки Жени Бузанова из Бурятии. А если вы собрались на рыбалку за уклейкой, прочитайте прежде рассказ Ивана Ивановича Решетникова.

Ленон

Журчат по камням сизые прозрачные струи речки Богдаринки.

Я стою на камне и ловлю на спиннинг рыбу. Клев начался неплохо, и в ведерке у меня уже лежат два серебристых небольших ленка. Всматриваюсь в воду, в любую минуту готовый к подсечке. Вдруг чувствую сильный рывок. Спиннинг чуть не вылетел у меня из рук, и я с трудом удерживаю его. Что такое?! Я весь напрягся, подтягиваю еще невидимую рыбину... подсечка! Крупная рыбина вылетает из воды, мелькнули красноватые пятна на боках, блеснула на солнце серебристая чешуя, и ленок, оборвавшись с крючка и взметнув фонтан брызг, падает в воду.

Эх, ушел! Тут я сам сплоховал. Крупную рыбу сначала надо долго водить, а уж потом вытаскивать. А я сразу рванул! Ну да ладно. Впредь умней буду.

Унлейна

Когда я бывал в Ленинграде, то всякий раз с завистью наблюдал, как взрослые и дети успешно ловят в Неве бойких красавиц уклеек.

По шалостям, проворству и ненасытности они похлестче окуней. Вот к поверхности взметнулась стайка любопытных торопыг. Все затанцевали, закружились, завертелись. Ни секунды покоя. То мчатся в одну, то в другую сторону. Вдруг одна повернулась на бок, изогнулась, изловчилась, ударила хвостом, описала в воздухе полукруг и с брызгами шлепнулась в воду!

Если на воде появлялась мошка, травинка, соломинка, сюда стремглав мчалась домовитая хозяйка верхних этажей — уклейка. Тюк-тюк! Попробовала— и тягу. Через миг серебряный лучик снова тут. А уклейка клюнет и опять удерет. Крошки и мошки исчезают во рту, а травинки и соломинки плывут дальше.

Почти нет водоема, где бы не водились эти рыбки-невелички с ладонь подростка. Их так много, что поймать рыбок не составляет труда. А как они хороши в солнечный день! Спина серовато-го-лубая, с зеленым отливом, бока и брюхо серебристо-белые, с сильным блеском. И все-таки едва ли кто подозревает, что эта модница носит в своем одеянии крупицы дорогостоящего жемчуга. На рыбоперерабатывающих заводах жемчуговую чешую уклеек заготавливают тоннами.

Но уклейка славится не только жемчугом, она хороша за семейным и праздничным столом в свежем, соленом и копченом виде. Знатоки из уклеек уху не варят, ее жарят в сметане, сушат, а еще из нее готовят домашние шпроты.

Живая уклейка используется и как отличная насадка при ловле хищников, только сажают ее не за спинку, а за обе губы.

Аппетит уклеек щучий, с утра до вечера и даже ночью гоняются они за добычей. Страсть как любят мух. Когда тучи комаров и мошек толкутся над водой, уклейки одна за другой выпрыгивают из воды.

Обычно уклеек ловят у свай, мостов, купален, сточных труб, обрывистых берегов с нависшими ветвями. В травянистые плесы уклейки почти не заходят.

Сезон ловли начинается после спада весеннего паводка и кончается глубокой осенью. Только с похолоданием рыбку ловят уже не с поверхности, а с полводы на глубоких местах.