Юный Натуралист 1979-10, страница 6

Юный Натуралист 1979-10, страница 6

4

щ зеленый наряд | I ОТЧИЗНЫ I

Каждый раз, получая очередные донесения отрядов нашего конкурса, невольно ловишь себя на мысли, что юннаты страны выполняют не только конкретные наши задания, но стараются сделать еще больше, проявить инициативу, смекалку, сообразительность. Действительно, помните наше задание о выращивании парков и рощ редких пород деревьев! А цветы, которые растут в округе и занесены в Красную книгу! Их тоже надо охранять и, может быть, даже увеличивать дикие плантации. Одеть в зелень соседние улицы. Задание это по душе всем отрядам, тем более что в любой школе накоплен немалый опыт такой работы. Но если угрожает твоей улице овраг! Непременно надо остановить его. Так, с выдумкой и инициативой, работают отряды эстафеты.

Сегодняшний выпуск посвящен ребятам легендарного Донбасса.

Питоны из Харцызсна

Я помню, как весной впервые перешагнул порог этой высокой школьной оранжереи. Мне показалось, что я попал в субтропики. Цвели гранатовые деревца, мандарины, апельсины, лимоны. И хотя за стеклами оранжереи было еще сравнительно прохладно (как-никак, а все-таки апрель), несколько рам было приоткрыто для свежего степного ветерка.

— Понемногу закаляем наших «гостей», — улыбчиво объяснили мне ребята.

Я уже знал, что более 100 юннатов средней школы № 5 города Харцызска под руководством цитрусовода Г. Полтавцева и агронома А. Голубенко работают над выведением новых сортов цитрусовых, которым предстоит акклиматизироваться а Донбассе.

Первые успехи уже налицо.

Возле школы, вне стен оранжереи, алыми цветами распустились персики. Они перенесли суровую для них зиму.

Я видел их, эти алые, удивительные для этих мест цветы. Сырой ветер, пахнущий корой оттаивающих тополей, касался моего лица мягкими упругими волнами. Духмяная испарина пробуждающейся земли кружила голову.

Это было время, когда весна спешила выставить на солнце все свои цветы, когда земля и небо перевиты птичьим гамом.

Окутанная розовой пыльцой цвела наша ольха. Пылил и знакомый орешник. Пушистыми барашками разукрасилась ива, но не пылила: пыльца ее клейкая, заденешь лицом мохнато-желтые сережки, останется на щеке теплый живой след.

Небо, которое с утра было мутным, словно прокисшее молоко, теперь очистилось, заголубело. Из глубин изумрудной земли всплывали и лопались под солнцем желтые пузыри одуванчиков.

Школьный сад слегка покачивался под парусами цветущих яблонь. И среди них алели бутоны проснувшихся персиков, будто салют неустанному упорному труду юных экспериментаторов.

Много интересных опытов на счету здешних ребят, но самый важный, по их словам, — выведение нового сорта лимона. Один из цветков этого растения опылили арбузной пыльцой. В результате получили плод весом около 300 граммов. Мякоть у него слегка розоватая. И вкус необычен — кисло-сладкий, словно ломтик настоящего лимона посыпан сахаром.

Интересный научный поиск ведут юные опытники этой школы. И когда ребята заверяли меня: «Будут в Донбассе свои лимоны!» — я ничуть не сомневался. Такие