Юный Натуралист 1980-02, страница 46

Юный Натуралист 1980-02, страница 46

46

стояло уж обезвреживать запрятанную гитлеровцами «игрушку».

Интересно было со стороны смотреть на собак, деловито обнюхивающих шоссе. Замыкающим по своему участку шел Погодин с Каштанкой. Быстренько «проработав» свою ленту, она то и дело тянула ефрейтора на середину проезжей части.

Когда прошли половину участка, Александр поймал себя на том, что начинает нервничать. Его смущало рысканье Каш-танки. «Опозорюсь я с ней», — невесело думал он.

Клименко тоже шел хмурый. Весь спуск обследовали — и ничего. Чисто. Либо фашисты на этот раз действительно не успели наделать гадостей, либо ни миноискатели, ни собачьи носы, как говорится, не берут.

Правда, мост все же оказался заминированным. Плохонько так, на скорую руку. Справились с этим в два счета. Федор немного повеселел — не зря все же искали.

А вот на подъеме опять было все чисто. Ни в наушниках, ни в собачьих ноздрях никаких подозрительных шумов и запахов. Неужели нет ни мин, ни фугасов? Значит, можно давать «добро» на движение? Но Федор медлил с этим последним словом, хотя от самого генерала уже два раза приезжал связной. Вопрос один: скоро ли? А что отвечать?

— Ну а ты что скажешь? — спросил Федор Погодина, когда все саперы собрались на взгорке. Участок проверен, можно и перекурить.

Погодин неторопливо скрутил цигарку, затянулся.

— Да что сказать? Маловато, наверное, я ее учил. По сторонам горазда рыскать

— В кювет тянет? — насторожился Федор.

— Да нет. К середке морду гнет.

— А ну, йодъем! — вскочил Клименко.

— Ты чего Федь? — удивился Погодин.

— А то, Сашко! Пройдись со своей псиной еще разок по тем местам, где она морду к середке гнула. Да поживей!

— Ты думаешь...— начал было Погодин и осекся. — А ведь верно ты говоришь, старший сержант, — обрадованно крикнул он. — Проверим еще раз! Проверим!

Все с удивлением смотрели на метавшуюся по шоссе рыжую лохматую собаку и еле поспевающего за ней ефрейтора, то и дело вытирающего со лба и шеи пот изнанкой пилотки.

Собака то тщательно вынюхивала что-то, то ложилась, призывно глядя на хозяина, то вскакивала и трусила дальше. И верил, и нет Погодин Каштанке, однако все указанные ею точки «застолбил». За ним двинулись саперы. И что же? Под первой же меткой на глубине значительно более полуметра обнаружили десяток килограммов

упакованного в деревянный ящик тола. Хитрое взрывное устройство могло сработать лишь под значительной тяжестью: танком, броневиком, самоходкой. Начинка в четырех других «подарках» была еще щедрее.

— Вот тебе и тянет на сторону, — смеялся Клименко, довольный таким исходом дела. — Золотая псина! Ей цены нет. Даром что беспородная!

Доложили старшему лейтенанту. Успешный дебют Каштанки он принял как должное и приказал впредь пускать ее позади всех, на контрольную проверку.

Весть о необыкновенных способностях дворняги дошла и до генерала. Проезжая на «виллисе» мимо расположившихся на отдых саперов, он приказал шоферу завернуть к их палатке.

— Отдыхайте, отдыхайте, товарищи, — остановил генерал движением руки рапорт дневального и мгновенно вскочивших с земли бойцов. — Говорят, тут у вас какая-то особая животина появилась, — обратился он к Клименко. — На три метра сквозь землю видит. А ну-ка покажите мне эту собаку Баскервиллей!

Клименко быстро уловил настроение генерала и тоже принял шутливый тон:

— Страшно смотреть, товарищ генерал, як буйвол. Теперь держись, фашист!

Погодин привел Каштанку.

— Вот эта...— Генерал удивленно поднял брови и, видимо, не найдя подходящего, необидного для саперов и животного слова, определяющего неказистость собачонки, разочарованно закончил:— Эта дворняга?

— Так точно, товарищ генерал, беспородная, но нюх отменный, — вытягиваясь, доложил Погодин.

— Знаю, мне докладывали, — уже суше сказал генерал. — Молодцы!

От Сандомира до Берлина прошагала Каштанка по дорогам войны. И как бы хитроумно фашисты ни запрятывали мины и фугасы, какие ни придумывали бы ловушки, она безошибочно находила их. Как высококвалифицированному специалисту, ей доверяли самый ответственный поиск. Контрольный. Решающий. И не раз генерал, прежде чем дать команду на дальнейшее движение техники, уточнял у подчиненных:

— А собаку Баскервиллей пускали?

— Так точно, товарищ генерал. Каштанка тоже проверила, мин нет!

262 мины обнаружила Каштанка за время своей военной службы. 262 взрыва не прогремели под гусеницами наших танков и самоходок. Были спасены десятки жизней, боевая техника.

А. ОСТРОВСКИЙ