Юный Натуралист 1983-01, страница 23

Юный Натуралист 1983-01, страница 23

21

ных исследований, а потом выкормить мальков искусственным путем. Но сделать это оказалось не так-то просто.

Цихлазомы защищали свое потомство и отважно раз за разом атаковали любой посторонний предмет, опущенный в аквариум. И надо сказать, что укусы их были весьма ощутимы. Рыбы с разгону били тяжелой головой, словно сокрушительным тараном, да еще старались пребольно ущипнуть мощными челюстями. Так что забрать камень с икринками удалось, только получив несколько болезненных укусов и расплескав из аквариума с полведра воды.

И тут я впервые увидел, как ведут себя рыбы, потеряв потомство. Весь день родители разыскивали пропавшую икру. Самец тщательно, уже в который раз, осматривал все самые укромные уголки и, не найдя кладки, принимался обрывать широкие листья эхинодорусов. Рвал их на клочки и разбрасывал в стороны. Самка же, сложив плавники, медленно опустилась на то место, где недавно лежал плоский камень, и, немного завалившись на бок, всем телом прижимаясь к углублению в грунте, подолгу оставалась без движения в этой позе. Ее большие красные глаза, обычно подвижные, теперь будто остекленели.

В последующие два дня цихлазомы ничего не ели и мало двигались, затаившись в зарослях растений. Только самец изредка вновь принимался обследовать все уголки аквариума и, может быть, искал под камнями, на листьях растений, среди коряг пропавших мальков, которые к этому времени уже благополучно вылупились из икринок в отсад-никах. Лишь на третий день цихлазомы стали брать корм.

Прошло две недели, и на прежнем месте лежала новая кладка. Родители опять нежно, с любовью и заботой, которые так выгодно отличают рыб семейства цихлид от всех прочих, ухаживали за будущим потомством. Поверьте, было нелегко повторить эксперимент, оказавшийся столь жестоким. Но вторую кладку тоже нужно было отсадить

И снова родители отважно защищали икру, снова после ее исчезновения несколько дней отказывались от пищи. Так переживают птицы потерю птенцов, скулят и мучаются звери, потеряв детеныша. Казалось,, вряд ли рыбам присущ инстинкт материнства.

Так или иначе, а вторая кладка была помещена в отсадник, и личинки, вылупившись из икринок, давно уже совершили чудесное превращение и теперь шустрыми мальками плавали в своем водоеме, когда в большом аквариуме у цихлазом появилась третья кладка икры

Утром мы зашли в наш «Аквариум» и застали рыб, завершающих укладку прозрачных икринок на шероховатую поверхность пло

ского камня. Самочка острым яйцекладом чертила по серому граниту бисерную дорожку, а самец точно следовал за ней и тщательно обрабатывал молоками каждую икринку. На нас рыбы не обратили ни малейшего внимания. Они метали икру и, следовательно, были заняты делом самым важным в их жизни!

Приблизительно к десяти часам утра все было закончено, и самка обмахивала кладку широкими плавниками. Третья метка тоже была извлечена из аквариума, но, надо сказать, без прежних усилий. На этот раз они позволили забрать камень с икрой, почти не оказав сопротивления. Правда, рыбы все же пытались атаковать наши пальцы, но как-то вполсилы, не всерьез, будто только делали вид, что очень рассержены.

Отобранный камень с икрой опустили в подготовленный отсадник и на цихлазом перестали обращать внимания. Потом вдруг кто-то заметил, что рыбы не выходят из угла, где сами оборудовали нерестилище. Они стояли над ямкой и гнали, гнали плавниками свежую воду, точно так же, как совсем недавно обмахивали только что отложенную икру.

Конечно, мы поспешили выяснить, в чем дело, и были немало удивлены, потому что в ямке, над которой сейчас трудились рыбы, действительно лежали икринки. Полная кладка! Выходит, рыбам все же удалось нас обмануть! Инстинкт продолжения рода оказался очень сильным.

Это совершенно невероятно, но, вспоминая их поведение накануне, приходишь к выводу, что рыбы будто знали, что мы отберем у них и эту, третью, мётку, а потому, словно нарочно, значительно позже обычного начали откладывать икру — в девять часов утра. То есть в то время, когда мы ежедневно приходим на работу, чтобы отметать икру у нас на глазах! Значит, нарочно не вступали в бой, когда рука человека забралась в их владения, а только лишь имитировали нападение и угрозы. И когда третью кладку похитили, рыбы, выждав немного, приступили к новой, четвертой кладке и сделали это так скрытно, что мы не сразу обратили на них внимание.

Не знаю, чем можно объяснить такое поведение цихлазом, но только многие аквариумисты считают этих рыб одними из самых «умных» среди обитателей аквариумов.

Эту четвертую кладку икры мы оставили рыбам как награду за их необыкновенную заботу о потомстве. И скоро в аквариуме появилось десятка два крупных, серебристо-серых мальков, пока еще мало похожих на своих удивительных родителей.

Л. СОНИН