Юный Натуралист 1983-01, страница 38

Юный Натуралист 1983-01, страница 38

36

его в тряпочку и пошла к Мурке. Маленький комочек ткнулся раз, другой и вдруг ожил, зачмокал, затеребил лапками. Девочка замерла от радости: ежики спасены!

Поглаживая Мурку, Света подложила к ней и второго забинтованного ежика, третьего. Через секунду они дружно сосали новую маму. Мурка жмурилась, блаженно мурлыкала. А потом решила поближе рассмотреть новых детей и хотела, видно, привычно облизать их, как котят. Повела носом, насторожилась, понюхала рыльце ежонка и резко вскочила: чужой запах испугал ее.

Еще раз Света принесла запеленутых ежиков, и опять Мурка их накормила. А потом и сама пришла в комнату Светы, отыскала корзинку с малышами и легла рядом. Ежики не заставили себя долго ждать и начали быстро сосать. После этого Мурка зачастила к своим молочным детям.

Все лето жили ежики в саду, прибегая на зов Мурки.

Настала осень, опали листья. Стряхивая с лап капли осеннего холодного дождя, вышла однажды Мурка в сад, долго мяукала, звала ежиков, но так и не дозвалась. Выросли ее колючие дети и отправились в лес устраиваться на зимовку.

Посмотрите, друзья, на фотографию. Может ли такое быть — самый заклятый враг мышей превратился в их лучшего друга! Это не сказка и не сон в новогоднюю ночь. Самый обычный кот по кличке Антон, который живет в виварии Института по изысканию новых антибиотиков АМН СССР. Фотографию прислал Сергей Викторович Васильев. Вот что он рассказал.

Антон и его друзья

Известно всем, что кошка и мышь — заклятые враги. Но бывают и исключения.

Антон, обычный домашний кот, больше года живет в виварии нашего института. В инсти

туте работают над созданием ценных лекарственных веществ, излечивающих людей от опасных заболеваний. В этом нам очень помогают четвероногие друзья — мыши, крысы, кролики. Особенно много в виварии белых мышей. Антон попал к нам котенком-подростком, познавшим все тяготы уличного воспитания. Самыми лучшими его друзьями стали белые мыши. Он милостиво разрешает им бегать по себе, спать рядом. Ни одному мышонку ни разу он не сделал ничего плохого в отличие от других кошек и котов, которые тоже живут в виварии.

Слышали ли вы, Почемучки, о белых львах? Что тут удивительйого? Разве редки в природе альбиносы? Правильно, такие звери в животном мире встречаются. Но львы, о которых расскажет Николай Иванович Громов, вовсе не альбиносы.

Белые львы

Двое белых котят и один коричневый родились у обычной пары львов в заповеднике Тимбавати в Северном Трансваале, на территории национального парка Крюгера в Южно-Африканской Республике. Случилось это несколько лет назад.

Тогда научный сотрудник парка Крис Мак-брайдеще в начале осени приметил, что у львицы Табби скоро будут дети. В октябре Табби родила. Зоологи быстро нашли новую семью: в тени дерева возле убитой антилопы лежала львица и три львенка. Двое из них оказались снежно-белыми. Но это были вовсе не альбиносы! У малышей обычные для львов желтые глаза, и ничем, кроме окраски шерсти, они от обычных львов не отличались.

Макбрайд установил постоянное наблюдение за выводком. В поведении животных не было ничего необычного, если не считать особой заботы, с которой мать следила за белыми детенышами, как бы чувствуя, что белая окраска делает львят заметными на любом фоне. Для удобства зоологи назвали самца Темба (на языке зулу это слово означает «надежда»), а львицу Томби («девочка»).

Львята быстро росли, и скоро мать стала брать их с собой на охоту. Но удачи не было — окраска выдавала львов с головой, слишком резко выделялись они на фоне саванны. Какое-то время львица еще могла прокормить детей, охотясь сама. Но как быть потом, когда они подрастут, станут молодыми самостоятельными львами?

Ученые решили позаботиться о малышах. Белых львов усыпили и перевезли в специальные вольеры площадью несколько гектаров, расположенные на территории парка. Там белых львов подкармливают, за ними ведут наблюдения.

Сегодня Темба и Томби — статные красивые животные, настоящие львы. Только белые.