Юный Натуралист 1983-02, страница 14

Юный Натуралист 1983-02, страница 14

телу. Ладонь горизонтально — значит стоп. Всего дельфины освоили более двадцати жестов.

— Следовательно, столько же трюков?

— Да. У них можно выработать немало разных навыков.

— Как вы поощряете дельфинов?

— Главное — рыба. Но им нравится поглаживание рукой, почесывание щеткой. Игра с мячом — тоже большое удовольствие.

— Наказываете за непослушание?

— Бывает. Убираем на некоторое время мяч и кольца. Но обучать их с помощью болевых ощущений нельзя. Они очень не любят, когда их придерживают. Нервничают, вырываются.

Начался новый номер: одновременные прыжки трех дельфинов через обручи. Дрессировщик наградил их рыбой.

— Гога, не может так получиться, что одному дельфину попадет несколько рыбин, а остальные останутся голодными?

— Это исключено. Мы знаем, сколько они съедают в сутки. Рыбу взвешиваем и распределяем почти поровну. Конечно, учитываем, что вес у дельфинов разный. Большему по весу и достается больше.

— Сколько они съедают за день?

— Восемь-двенадцать килограммов. Их аппетит зависит от температуры воды, погодных условий, активности и других причин. Рыбу для них ловит сейнер нашего института.

Дрессировщик лег на деревянный мостик. В зубах он держал рыбку. Дельфин подплыл и, с филигранной точностью высунувшись из воды, взял рыбку.

— Бывают случаи, когда дельфины отказываются выполнять ваши команды?

— Очень редко. Например, во время брачных игр. Или когда очень устают, никакими угощениями вы их не заставите работать. Бывает и так: наелись досыта. Зачем же им работать? Вот почему мы их кормим только во время выступления.

Подходил к концу еще один сеанс.

— Гога, у каждого номера свое музыкальное сопровождение. Реагируют ли дельфины на музыку — ее мелодию, ритм?

— Думаю, что нет. Скорее всего они воспринимают вибрацию воды от звучащего динамика. Но это мое предположение.

Персей превзошел себя. Он взлетал на пятиметровую высоту.

— Этот номер мы готовили почти год.

— А какой самый сложный номер?

— Я считаю: групповое стояние «свечой» — на хвосте.

Мы освоили и другие сложные трюки. Например, синхронные прыжки дельфинов через перекладину. Сперва обучали выполнять этот номер каждого дельфина в отдельности. Потом его проделывали два дельфина и, наконец, три.

Перекладину убрали и над водой повисли три обруча.

— Тоже сложный номер,— заметил Гога.— Каждый дельфин прыгает только в свой обруч. Животным этот трюк выполнять нелегко. Вода в бассейне все же мутная. Но они приспособились. Обратите внимание, перед тем, как выпрыгнуть, они выглядывают над водой — ориентируются. Затем строго вертикально опускаются под воду. Теперь смотрите.

Как легко дельфины вынырнули из воды и прыгнули — каждый через «свой» обруч.

Но вот дрессировщик сошел в воду. К нему подплыл Персей. Дрессировщик похлопал ладошкой по воде — и подплыл другой дельфин. Затем он взялся за спинные плавники дельфинов, и те стали буксировать его по всему бассейну. Этот номер программы вызвал веселое оживление на трибуне.

Представление закончилось, и трибуна опустела. Дрессировщик выбросил из ведра остатки дельфиньего угощения. Те начали оживленно вылавливать ставридок в воде.

— Гога, чем заняты остальные дельфины?

— С ними проводится большая научная работа. Я думаю, об этом лучше расскажет заведующий отделом морских млекопитающих Зураб Отарович Болквадзе.

С ним мы познакомились в лаборатории. Зураб Отарович рассказывал о дельфинах без лишних эмоций, со знанием дела.

Оказывается, дельфины болеют многими серьезными болезнями. Воспаление легких, язва желудка, болезни печени, зубов, инфаркт — все, как у людей.

— Неожиданно стал слепнуть Персей,— рассказывал Зураб Отарович.— С большим трудом наши сотрудники его вылечили. У некоторых дельфинов появилось кожное заболевание. К кому только не обращались, но никто не смог подсказать, как их вылечить. Но мы все-таки справились. Так что изучение болезней дельфинов и способов их лечения тоже входит в наши обязанности.

Многое в ответах Зураба Отаровича было неожиданным. Мы спорили.

— Как это дельфины не приходят на помощь людям? Еще древние греки и римляне писали об этом. А сколько случаев описано в газетах в наши дни!