Юный Натуралист 1983-03, страница 48БЕЗ ЭТОГО ТОЖЕ НЕЛЬЗЯ... Мир меняется с фантастической быстротой. Распахана почти вся пригодная для обработки земля. Все меньше зеленые островки, куда под натиском человека слетаются птицы, уходят звери, сползаются гады. Мир животных скудеет на глазах... В большинстве стран Африки крокодилы стали редкостью: можно прожить всю жизнь на берегу Нила и не увидеть ни одного. Мне повезло: я успел кое-что повидать. На Кубе, в заповеднике Гуама, бронированные рептилии лежат в болотной траве тесно, как колоды в деревянной мостовой,— счет идет на сотни. Прогретые тропическим солнцем хищники подвижны, предприимчивы и даже не очень-то молчаливы. Маленькие — чуть подлинней авторучки — пищат. Повзрослев — величиной с калошу —крякают. Крокодил средних размеров лает. И наконец, матерый старик, метра три-че-тыре длиной, если его потревожить или испугать, ревет как бык... Люблю наблюдать скопления животных. Однажды в Танзании, неподалеку от Моро-горо, наш автомобиль (шофер-африканец вел его прямо по саванне) наткнулся на группу молодых львов. Они поспешили ретироваться. Некоторые отступали, поджав хвосты. И только один лев, нахмурясь, пошел прямо на машину. Он шел медленно, не боясь. Шофер благоразумно свернул. Мы объехали большую черногривую кошку. Лев стоял и весело смотрел нам вслед. Он победил. Провожая меня в Африку, художник Николай Устинов сказал на аэродроме: — Слушай, а какого цвета, между прочим, слон? Посмотри. Я ответил: — А что смотреть? Серый. И ошибся. Слон, который только что выкупался в реке, аслидно-черного цвета. Для того чтобы не докучали насекомые и чтобы солнце не иссушало кожу, животные посыпают себя пылью и становятся серыми, желтыми, коричневыми. Став очень сильным, изобретя оружие и ловушки, человек решил, что можно забыть о родстве. Между ним и зверем возникла пропасть. Люди отмежевались от своих меньших братьев. В порядке вещей стало не только добывание еды, но и развлечение, при котором убивают животное. И способ хозяйствования, когда истребляется целый вид. Что же главное в общении человека с диким животным? Я бы ответил так: главное — само общение. Созерцание картин великих художников, слушание классической (впрочем, любой) музыки необходимы. Сколько и что получает побывавший в Эрмитаже, прослушавший в филармонии концерт? Этого мы точно не знаем, догадываемся, но выразить числом, мерой не можем. Просто знаем, что без этого человеку нельзя. То же можно сказать и про общение с животными. Я не могу объяснить, сколько и что дает созерцание котикового лежбища на Командорах, пасущегося стада слонов в африканской саванне, летящих над Днепром на юг журавлей... Что получаем мы, видя, слушая их? Не знаю. Но знаю, что без этого человеку тоже нельзя. С. САХАРНОВ
|