Юный Натуралист 1984-05, страница 11

Юный Натуралист 1984-05, страница 11

Однажды в начале июня наступило похолодание. Стрижи, несмотря на это, продолжали высиживать яйца. На гнездах я находил исхудавших и обессилевших птиц. Еще тяжелей стрижам, когда в гнезде птенцы; тем приходится голодать вместе с родителями, и капризы погоды могли бы представлять для стри-жат смертельную опасность, если бы не выработались у них специальные приспособления, чтобы переживать голодание. В «нелетную» погоду птенцы резко меняют свое поведение: перестают требовать корм, лежат в гнезде почти неподвижно, температура их тела понижается, и за счет этого уменьшаются потери энергии. Такая особенность физиологии стрижат и позволяет им выжить, переждать непогоду.

А когда приходит тепло и солнце, молодежь «оживает» и снова беспрестанно просит корм. За два-три дня вес стрижат восстанавливается и даже увеличивается. Оба родителя вылетают из гнезда еще до рассвета и до самой темноты ловят добычу. Необычайно широкий рот, сильные крылья, хорошо развитое зрение и неутомимость в полете позволяют им делать это с большим успехом — к одному кормлению каждая птица приносит более пятидесяти различных мелких насекомых, среди которых немало вредителей леса и сельского хозяйства.

Стрижи давно живут рядом с человеком, тем не менее многие стороны их жизни остаются скрытыми от наших глаз. Места для гнезд они выбирают самые потаенные и недоступные. Мне пришлось тщательно обследовать один большой темный чердак, чтобы найти стрижиный дом. Наблюдения за поведением стрижей представляют большой интерес для орнитологов — ученых, занимающихся исследованием биологии птиц.

Сижу у гнезда. Прилетает стриж. Он совсем не боится меня. Поворачивает голову с большими черно-карими глазами, смотрит спокойно, не пытаясь улететь. Я легко ловлю его. Почему он не боится меня у гнезда? Может быть, потому, что в повседневной жизни стрижи редко контактируют с человеком, хотя и гнездятся в городах, смотрят они на нас чаще всего сверху, а потому и не связывают людей с угрозой. Надеваю на его лапку легкое алюминиевое кольцо и выпускаю. Проходит почти два часа, прежде чем стриж решается возвратиться. На своих маленьких лапках он медленно продвигается к гнезду, приподнимает перья спины и от этого становится похожим на маленького древнего ящера. Я сижу в 30 сантиметрах от гнезда, но птица как будто не замечает меня. Стоит мне пошевелиться, и она немного настораживается. Не боится вспышки фотоаппарата. Стрижи, уже побывавшие в моих руках, тотчас быстро ползут от гнезда и ныряют с карниза вниз.

Для того чтобы сделать снимки кормления птенцов, нужно было просидеть у гнезда три дня. Естественно, можно было бы ожидать,

что птицы привыкнут к моему виду, но все наоборот, у них появлялась боязнь, которая с каждым днем усиливалась.

Еще одна загадка стрижей. Родители приносят пищу птенцам в комке, то есть молодые за всю свою гнездовую жизнь ни разу не видят летающих насекомых и, разумеется, не знают, как их ловить. Каким образом они добывают корм, вылетев из гнезда? К тому же известно, что, раз покинув дом, стрижата уже не возвращаются туда. Значит, они должны научиться ловить букашек и мошек в первые часы после вылета, так как стремительный полет стрижей требует больших затрат энергии.

Изучение поведения стрижей в период вылета молодых позволило в какой-то мере ответить на этот вопрос. Птенцы учатся у взрослых. После вылета молодые с пронзительным свистом носятся за родителями, очень вероятно, что именно в этот момент они перенимают приемы добывания корма.

Никому и никогда не приходилось увидеть стрижа, садящегося на землю, вероятно, в ходе всей своей жизни он никогда «не приземляется», проводит большую ее часть в полете и не только охотится на лету, но и даже пьет: птица захватывает воду, скользя над самой гладью реки или озера. До сих пор даже среди орнитологов бытует мнение, что стрижи не могут подняться в воздух с горизонтальной поверхности. Однако это не так. Да, они не могут разбежаться или подпрыгнуть перед взлетом, как обычно делают другие летающие птицы. Ноги стрижа — короткие крючочки — бесполезны при этом.

Отловив нескольких птиц, я проделал с ними такой опыт: клал их на траву, на асфальт или пашню. И каждый раз они успешно взлетали, отталкиваясь крыльями. Способность поднимать крылья и резко ударять ими вырабатывается еще у птенцов. Правда, они используют ее в качестве средства защиты: например, когда я подносил к гнезду руку, они часто оборонялись таким способом.

Прилетая весной с юга, стрижи почти всегда занимают свои прошлогодние гнезда. Для птиц, гнездящихся на домах, поиски «своего» места усложняются тем, что гнезда, расположенные под крышей по периметру дома, все очень похожи друг на друга. И все-таки стрижи никогда не ошибаются.

В конце июля птенцы подрастают и становятся похожими на родителей, только у молодых остаются пока на перышках белые каемки да вес тела больший, чем у родителей. Жировые запасы необходимы им на первые часы самостоятельной жизни.

Покинув гнезда, взрослые и молодые птицы сразу устремляются на юг. Улетают стрижи как-то незаметно, исподволь, в конце августа, задолго до холодов. И часто бывает, что держится теплая солнечная погода, а стрижей уже нет.

С. ПЕЧЕНЕВ Рис. В. Симонова