Юный Натуралист 1984-09, страница 38

Юный Натуралист 1984-09, страница 38

37

чему песку. А вот еще один аргумент в пользу такого родства: область распространения барханной кошки — северо-восток Ирана, то есть район, который в старину называли Хорасаном. Именно здесь в начале XVII века итальянский путешественник Пьетро делла Валле обнаружил у местных жителей прирученных кошек удивительной красоты. Они отличались шелковистым серо-голубым мехом и пушистым хвостом. Впрочем, были ли то первые персидские кошки (их еще называют ангорскими) — доподлинно пока неизвестно.

Прервем на время поиски предков Мурки и взглянем на персидскую домашнюю кошку. Представлять ее особо не надо: во всем мире изнеженное животное называют принцессой. Говорят, будто бы оно капризно, привередливо и подозрительно. Одно правда — кошка эта действительно капризна, но такую слабость можно объяснить внешностью — слишком много времени приходится ей заниматься туалетом... А в остальном самая обычная кошка. В давние времена, когда она только-только входила в жилища персов, кошки бегали по степям и лесам, вовсе не заботясь о пышной шерсти. В отличие от египтян, которые обожествляли своих длинноногих, гордых и гладкошерстных любимиц, персы не стали баловать новых компаньонов, предоставив им право самим ухаживать за своей внешностью.

В конце XIX века Европа впервые познакомилась с голубыми «персиянками». Они покорили избалованных светских дам маленькими ушками, коротенькими лапками и внешностью, напоминающей собачек пекинесов. После бесконечных скрещиваний появилось множество цветовых вариаций персидских кошек. Эксперты признают сегодня тринадцать основных. Самые ценные — однотонные окрасы, например, оттенки голубого с глазами оранжевого или медного цвета. За ними идут — кремовые и дымчатые.

За исключением львов, все представители кошачьего племени — одиночки. Может быть, это и стало одной из причин того, что кошка «забрела» к человеку и осталась у него в доме? Но пришла она одной из последних. Ее обогнала собака, овца и другие постепенно ставшие домашними животные.

Настенные росписи в гробнице Саккара в Мемфисе (2500 год до нашей эры) изображают кошку, очень похожую на нубийскую. Ошейник на ней свидетельствует о том, что животное было уже во власти человека. Но вспомните — в те далекие времена при дворах правителей на привязи жили и тигры, и львы, и гепарды. Так что ошейник еще не доказательство того, что дикая кошка была в то время одомашнена. Богачи часто держали дома хищников, чтобы показать бедному люду свою власть и силу.

Большинство исследователей сегодня склонны думать, что именно Древний Египет

стал колыбелью домашней кошки. Но раскопки в Передней Азии, проводившиеся в последние годы, породили и другое предположение. Оказалось, что в Южном Ираке кошка была распространена уже в III тысячелетии до нашей эры, а в западной Анатолии (территория сегодняшней Турции) на наскальных рисунках она видна рядом с пастухами и охотниками в 7800 году до нашей эры! Очевидно, культ кошки здесь восходит к традициям почитания леопарда, крупного и коварного хищника, которого очень боялись местные жители.

Значит, было все-таки несколько очагов одомашнивания? В последние годы, разбирая кострища на стоянках древнего человека в различных районах Центральной Европы, ученые наткнулись на множество костей мелких кошачьих. Может, маленьких котят забирали у родителей и приручали, чтобы дети играли с ними? Наши далекие предки, надо думать, быстро заметили все положительные свойства прирученных животных и поручили им охранять запасы продовольствия от нашествий грызунов. Глиняные статуэтки, изображающие кошек, относятся здесь к ^тысячелетию до нашей эры.

Так или иначе, Древний Египет — единственная признанная пока что наукой колыбель домашней кошки. Здесь в настенной живописи для обозначения льва и кошки существовал один общий иероглиф — «миу». Со временем он превратился в «мау», и, наверное, именно от него пошло столь привычное нам «мяу»...

В те далекие времена взаимоотношения людей и животных были покрыты завесой таинственности и мистики. Древние египтяне считали, что в животных воплощаются боги и люди после смерти принимают облик тех или иных зверей. Первых египетских правителей, которые приравнивали себя к богам, часто изображали в зверином облике. Греческий историк Геродот в V веке до нашей эры писал, что в Египте больше богов, чем людей... Была и богиня с головой кошки — Бает. Понятно, что полезное животное быстро завоевало популярность среди земледельцев, охраняя их запасы от мышей и крыс.

Культ кошки длился столетия. При пожаре египтяне выносили из огня именно кошку, а в случае ее гибели стриглись наголо в знак траура. Историк Диодор Сицилийский писал в I веке до нашей эры, что тот, кто убьет кошку, сам будет убит... Персидский царь Камбиз в свое время удачно воспользовался чрезмерной любовью египтян к кошкам и при осаде одного из городов велел своим воинам посадить на щиты именно этих четвероногих спутников человека. Город сдался без боя: защитники боялись поранить священное животное. Диодор сообщал также, что однажды во время страшного голода, когда