Юный Натуралист 1985-01, страница 41

Юный Натуралист 1985-01, страница 41

41

вичем. Но дедушка умер рано. А когда умерла бабушка, Виктор Петрович был уже взрослый, жил далеко на Урале. Начальник отдела кадров вагонного депо, где он работал, не отпустил на похороны. Позднее, в «Последнем поклоне», Виктор Петрович скажет о бабушке такие слова: «Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон. И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкою, я пытаюсь воскресить ее в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее, и была бы ее жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта...»

Поросшие кустарником и лесом горы как бы стараются столкнуть Овсянку в воду, так тесно прижалась она к Енисею. Могучая сибирская река действует чуть ли не во всех произведениях Астафьева, как у Пушкина — Нева, у Горького — Волга, у Шолохова — Дон. В приенисей-ской тайге добывал корм для голодающего и неблагодарного староверческого села охотник Култыш. На Енисее от сплавщиков сирота Илька познавал истину, что если в жизни будет трудно, если случится беда, надо бежать не от лфдей, а к людям. На этой же реке разворачиваются события «Царь-рыбы»...

По Енисею же мальчиком попал Виктор Петрович в Игарку. Там бедовал, сиротствовал, попал в детский дом. Через много лет вышла повесть «Кража», которая взывала к справедливости и милосердию к детдомовцам. На станции Енисей Виктор Петрович закончил школу ФЗО и работал составителем поездов. Отсюда же восемнадцатилетним ушел на фронт...

Теперь уже надолго расстался Виктор Петрович с родным краем. Была война. Послевоенные были мытарства. Попал он в город Чусовой на Урале. Это была родина жены и верного друга Марии Семеновны, с которой он повстречался на фронте. Поначалу работал где придется: в горячем цехе на металлургическом, разгрузчиком дров на железной дороге, обмывалыликом мясных туш на колбасном заводе... Здоровье на войне было подорвано, донимали тяжелые раны. Врачи посоветовали найти более легкую работу.

И вот когда был Виктор Петрович ноч

ным сторожем, то написал первый рассказ «Гражданский человек» — про чудаковатого связиста Мотю, встреченного на войне. Рассказ этот заметили. Вскоре предложили работу в газете «Чу-совской рабочий». Начался новый и напряженный сСгрезок жизни. Днем работал в газете, а ночью, после того как уснут дети, он писал рассказы...

Потом — Высшие литературные курсы, переезд в Вологду — и работа, работа...

За повести «Стародуб», «Перевал», «Кража», «Пастух и пастушка» писатель был удостоен Государственной премии РСФСР имени Горького. Книге «Царь-рыба» была присуждена Государственная премия СССР.

«Художником чистого золота» назвал Астафьева писатель Юрий Бондарев. Он писал: «Я не могу не вспомнить выдающийся не только в нашей литературе, но и в литературе всеевропейской роман Астафьева «Царь-рыба», так много сказавший о необъявленной страшной войне человека с природой, которая насилием над здравым смыслом приведет к трагедии чувства, мысли, разумения и в конце концов к самоубийству рода людского».

В «Оде русскому огороду» не взрослые, не ожесточившийся Командор, не мрачный рыбак Грохотало, не замшелый браконьер Игнатьич, выдернутый огромным осетром из лодки, запутавшийся в собственных самоловах и вынужденный погибать в воде всю ночь, а безгрешный еще мальчик впервые постигает очищающую силу, которая таится в природе. Защищая природу в своем творчестве, Виктор Петрович прежде всего защищает человека, борется за сохранение и продолжение всего лучшего, что было, есть и будет в нем.

...Снова надеваю очки и, борясь с потрясенным сердцем,дочитываю последние строки «Оды».

У альпинистов есть термин: восхождение по прямой. Это когда они идут только вверх и прямо, без траверзов. Так, по прямой, идет и Виктор Петрович Астафьев. Из прекрасной земли поднялся этот человек, обогатил и украсил ее своим добрым и чистым талантом.

В этом номере журнала мы печатаем рассказы Виктора Петровича, специально отобранные им для читателей «Юного натуралиста».

Евгений ФЕДОРОВСКИЙ Фото автора