Юный Натуралист 1985-03, страница 39

Юный Натуралист 1985-03, страница 39

37

молоками и засыпают гнездо мелкой галькой, образуя нерестовые бугры. Какое-то время рыбы охраняют место, где должно появиться их будущее потомство. Затем слабеют, старея не по дням, а по часам, и гибнут, превращаясь в снен-ку [снулую рыбу, погибшую после нереста). Замкнулся круг жизни лососей. Трагичный, на первый взгляд нелепый, но таинственный и, как сама природа, создавшая его, великий круг.

Здесь, в этих нерестовых буграх, выведутся будущие лососи, через год как по команде скатятся мальки в море, где превратятся в могучих серебристых рыб, которые через четыре года вернутся сюда, чтобы дать потомство и погибнуть...

Берега богатых нерестилищ усеяны трупами павших лососей. Человек, впервые видящий эту массу разлагающихся рыб, как правило, задается вопросом: а не ошиблась ли здесь природа! Вся зашедшая на нерест рыба гибнет!

Но если выловить ее до нереста, не будет потомства, а значит, последующих «рыбьих урожаев». Отлов после нереста не даст водоемам питательных веществ для зоо- и фитопланктона. Не будет корма малькам. Отсутствие сненки лишит пищи многих птиц и зверей, кормящихся на берегах рек. Значит, будет разрушен «великий круг»...

До сих пор лососи несут с собой множество тайн. Ученые всего мира стремятся овладеть ими. Многое узнали. Но еще далеко не все.

Почему в море лососи растут быстрее, чем в пресной воде!

В возрасте года молодые тихоокеанские лососи скатываются из рек, ручьев и озер в море (процесс смолтификации). Что определяет этот процесс! «Кто» дает команду!

А возвращение в родные ручьи и реки на нерест. Почему в определенное время! Что служит главным пусковым фактором миграции к нерестилищам!

Лосось порой проходит огромные расстояния морем, рекой и ручьями к заветному месту, где сам родился. Как он ориентируется! Было множество предположений: течения, преобладающие ветры, вкусовые ощущения, запах, соленость, кислотность воды, земное притяжение, магнитные поля Земли, ориентировка по звездам и солнцу. И все же как и какой орган служит «компасом»!

После нереста рыбы катастрофически быстро стареют. Пока физиологи не раскрыли механизм этого явления. Опять тайна! Множество тайн...

Арифметика нереста удручающа. Самка откладывает примерно пять тысяч икринок, и только около 100 из них дают личинок. В море попадает не более 50 мальков. Около тридцати взрослых сильных рыб устремляется к нерестилищу. А на пути сети, хищники, пороги, запруды. В лучшем случае около десятка лососей дадут новое потомство. Важно, чтобы эти десять дошли. Важно, чтобы их родной поток был чистым и мог взлелеять в студеной воде те 50, которым через год предстоит уйти в океан...

Камчатка — рыбный цех страны: 11 процентов всей океанической рыбы добывается и перерабатывается здесь. Кто-то пошутил: «Если бы не рыба, Камчатку можно было бы закрыть».

Что касается лосося — Камчатке нет равных. Единственный в своем роде природный лососевый район. Знаменит полуостров не только ценными видами рыб, но и необычайно высокой продуктивностью водоемов.

Она в десятки раз превышает продуктивность европейских и сибирских рек и озер. Так, если Псково-Чудское озеро, одно из продуктиьнейших в европейской части страны, дает 30 килограммов рыбы с гектара, то озеро Курильское, например,— 1300 килограммов...

Тем не менее ученые-рыбники всерьез озабочены проблемой сохранения и увеличения продуктивности нерестовых водоемов. Существует даже специальная комплексно-целевая программа научных исследований «Лосось». Суть ее — в изучении естественного и искусственного воспроизводства лососей, а также фертилизации (то есть удобрении озер).

Известно, что нерестовые водоемы постоянно удобряются сненкой. Человек же стремится взять как можно больше рыбы, но так, чтобы не уменьшилось количество удобрения, нужного для питания зоо- и фитопланктона. Значит, надо самим вносить удобрения. Такие эксперименты проводят на озере Курильском. Есть надежда на успех, так как в мировой практике имеется опыт повышения почти в 20 раз продуктивности стада красной при фертилизации нерестилища...

Оказывается, на Камчатке есть непро