Юный Натуралист 1985-08, страница 4543 ЗВУКИ ФЛЕЙТЫ В БЕРЕЗАХАлександр БАРКОВ С Александром Сергеевичем Барковым у меня многолетняя творческая дружба. У писателя, отмечающего в этом году пятидесятилетний юбилей, вышло в разных издательствах более двадцати книг, адресованных школьникам младших классов и юношеству. Однако главная тема его произведений неизменна — Человек и Природа. Каждый рассказ, миниатюра или повесть писателя раскрывают и прослеживают благотворное влияние природы на человека и пронизаны подлинной любовью к родной земле: к дыханию пробуждающейся от зимнего сна березовой рощи, к трелям длиннопесенных соловьев в ивняке; к долгой, светлой осенней тишине в подлеске; к запахам сырой дубовой коры, придорожной мяты, палой листвы... Александр Барков родился в Москве, но его детство и ранняя юность прошли в Перми — на берегах Камы. Прежде чем написать первые рассказы и очерки о природе, он учительствовал в сельской школе, ходил с детьми в походы, собирал коллекции минералов, помогал колхозникам полоть грядки и убирать урожай. Принимал участие в орнитологических и геологических экспедициях. Затем он начал печатать зарисовки, рассказы в газетах, альманахах, коллективных сборниках. С блокнотом журналиста объездил дальние края Урала, Сибири, побывал в Казахстане и Средней Азии, во многих заповедных местах и за Полярным кругом. В 1964 году в издательстве «Малыш» вышла его первая книга новелл для детей «Снег поет». Детям и юношеству полюбились и прочно вошли в круг их чтения такие сборники Баркова: «Бельчонок на плече», «Мои друзья», «Солнце в росе», «Голубой апрель», «Денис Давыдов», «Лесные артисты», «У чистых ключей»... Недавно писатель закончил рукопись новой книги «Звуки флейты в березах». По жанру это лирическая проза, состоящая из небольших по объему новелл. Здесь Барков предстает знатоком и ценителем природы. И пусть даже он рассказывает о тех четвероногих и пернатых, которые всем хорошо известны и о которых нам приходилось не раз читать, он описывает их поведение по-своему, оригинально. Представьте, какой слух должен быть у человека, различившего песенку горихвостки среди шума и суеты городской улицы. И какова память, сберегшая ее в течение нескольких лет. Обостренный слух и обостренная память. Между человеком и животными нередко возникает глубокая симпатия, взаимопонимание, а порой и дружба. Этой теме посвящены многие рассказы писателя. Но каждое произведение — будь то зарисовка о чиже или новелла о лосе, о сороке или лисе — написаны в своей тональности, согреты особым авторским настроением: одно — с грустинкой, другое — с легким юмором; третье — с лукавством и раздумьем. А собранные воедино все эти как бы остановленные на миг поэтические мгновения составляют картину нашей жизни на лоне живой природы. Примечательность творчества Александра Баркова среди других писателей-натуралистов прежде всего в глубоком знании предмета, а также в умении лаконично и тонко раскрыть души людей — детей и взрослых, горячо преданных Отчизне. Наталья ДУРОВА, детская писательница, народная артистка РСФСР СВЕТЛАЯ ЗЯВОДЬ С рюкзаком за плечами и удочками я медленно брел по берегу извилистой Колычи в поисках уловистого рыбного места. Но где бы ни закидывал, мне все не везло. Ни одной стоящей поклевки! Возвращаться домой еще рановато, и, не теряя надежды, я все шагал и шагал вниз по течению. Умаялся и присел на взгорок у светлой заводи. Глянул вниз на песчаное дно: вот пронеслась стайка красноперых окуньков, юркнула, сверкнув серебристым бочком, плотва. Возле замшелой бурой коряги затаился щуренок. Размотал леску, забросил крючок с ручейником. Чуть слышно чмокнул поплавок, на миг зеркальную гладь покрыли круги, и все стихло. Долго ждать не пришлось. Поплавок вздрогнул, крутнулся и стал погружаться в воду. Я подсек и выбросил на берег крупного глазастого окуня. Будто чуяло мое сердце — в этом месте меня ожидала удача. За какой-нибудь час я поймал десяток приличных рыбин. Здесь и решил устроить приваду. Забил в дно реки полукругом колышки, оплел их лозой, сверху насыпал песку. Получился крохотный полуостров. С той поры я стал наведываться сюда да
|