Юный Натуралист 1985-11, страница 35

Юный Натуралист 1985-11, страница 35

33

а потому быстро растет и почти всегда жирен. Чем теплее вода и больше кормов, тем быстрее нагуливает тело. Судите сами: в Амуре он способен достичь двухпудового веса.

Как выяснили хабаровские ихтиологи, амур в нашей реке созревает и становится взрослым в основном в восемь-девять, а то и в десять лет, в среднеазиатских же водоемах — в три-пять, а в водоемах жаркой Кубы даже в два года. Живет амур до 22—24 лет, возможно, и дольше. Точнее, способен жить.

О белом амуре вспоминали издавна, когда надо было спасать пруды, озера и реки, густо зараставшие камышом, тростником, рогозом и всякими водорослями. Привозили эту рыбу за тридевять земель, выпускали с целью акклиматизации. Амур быстро осваивался, с ходу принимался очищать свой «новый дом» от зеленой напасти и блестяще в этом преуспевал: его ведь не зря иногда называют «водяной коровой» — за сутки съедает столько, сколько сам весит, и даже больше.

Но беда в том, что вдали от родных рек новосел не мог размножаться: от природы ему положено нереститься на быстром течении, обычно в местах слияния крупных рек, потоки которых намывают на дне песчано-каменистые косы и пороги. Икра выметывается и оплодотворяется в верхних слоях текучей воды, когда повышается ее уровень и температура бывает 20—24, а лучше 26—30 градусов. Чаще всего после ливневых дождей, на худой конец, в затяжную морось. Несутся икрийки «самосплавом», а тем временем в них быстро развивается жизнь: эмбрион, предличинка, личинка, малек... Малек — родитель в миниатюре. В возрасте пятнадцати дней он уже может жить самостоятельно. А в стоячих прудах и озерах нет амуру условий для продления своего рода-племени, и нет их даже в реках с тихим течением.

...Не успели пустить воду по Каракумскому каналу и соединенной с ним ирригационной сети, как стали они быстро и буйно зарастать: в теплой воде под щедрым солнцем травы и водоросли за сутки прибавляли по 10—15 сантиметров. И вскоре заросли эти каналы да арыки до той степени, что почти перестала течь вода. Сколь мощную и хитроумную технику ни применяли, стараясь вырвать, выкосить, уничтожить зеленые джунгли

водорослей и влаголюбивых трав и тем спасти дорогие водоемы, не помогало. Даже травили зеленую напасть ядами — и безуспешно. А завезли белых амуров — и стали каналы чистыми и текучими.

Советские ихтиологи в 60-х годах впервые в мире научились размножать белых амурских аристократов в местах их акклиматизации — за тысячи километров от родины.

Теперь личинок выращивают миллиардами штук, и не только по рекам развозят, но и в пруды выпускают, за границу вывозят. И стал наш амур важнейшим объектом прудового рыборазведения. Успешно заселил он множество водоемов Украины, Молдавии, Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Казахстана. В низовьях Волги он теперь как дома, и в Сырдарье, и Амударье, и Дунае.

А что за рыба черный амур! Внешностью схож, но окрасом темен почти до черноты. В питании очень узко специализирован на ракушках, а в остальном напоминает белого собрата. В Амуре известны великаны до 130 сантиметров длиной и весом в 30 килограммов. Родина его Юго-Восточная Азия, в Амуре же встречается лишь в самом южном его прогибе. Летом жирует в неглубоких слабопроточных реках и протоках, в половодье заходит в заливы и озера.

Очень редок черный амур в Амуре, и хорошо, что стали выращивать его на Украине, Северном Кавказе и в Средней Азии.

Теперь о другом амурском жителе.

Белый, или обыкновенный, толстолоб, учеными именуемый уменьшительно-ласкательно «толстолобик»,— крупная амурская рыба тоже из семейства карповых. Именно она, пожалуй, больше всего поразила путешественников и ученых-первопроходцев, увидевших Амур еще таинственной, грозной и сказочно богатой рекой. И поразила потому, что устраивала дивящемуся люду грандиозные зрелища.

Толстолоб любит заливы, тихие протоки с медленным течением, на подъеме воды охотно выходит на зеленые разливы.

Для знакомства с этой рыбой я расскажу историю, врезавшуюся в мою память в далекую пору детства.

...Я тихо толкал деревянную лодку-плоскодонку шестом, направляя ее че