Юный Натуралист 1986-11, страница 18

Юный Натуралист 1986-11, страница 18

16

хотя и бродят по дну в одиночку, но живут большими стадами.

Эти интересные животные способны выдерживать большие колебания температуры, от отрицательных до 28 градусов тепла. Если трепанга вморозить в лед, а потом постепенно оттаивать, он оживет. Устойчив он и к недостатку кислорода в воде. Но вот к понижению солености трепанг, как и все иглокожие, очень чувствителен. Он любит воду, соленость которой близка к нормальной океанической, то есть содержит 35 граммов солей в литре. Трепанг переносит без заметных последствий понижение солености до 20 граммов в литре, но с дальнейшим опреснением воды в его организме наступают изменения. Если его положить сразу в пресную воду, то он выбрасывает все свои внутренности наружу и погибает. В Японском море соленость воды лишь немного ниже, чем в океане, поэтому трепанг находит в нем благоприятные условия существования. Однако вблизи устьев рек в опресненной воде трепанги не живут. Не водятся они и возле самого берега, где глубина меньше метра. Дело в том, что в Приморье летом идут затяжные дожди и соленость верхнего слоя воды сильно понижается. Трепанги отходят в глубокие места. Для личинок же, плавающих у поверхности, затяжные дожди гибельны.

Удивительна способность трепанга к регенерации. Разрезанный на три части и брошенный в воду, он восполняет недостающие части своего тела. Каждый кусок превращается в целое животное. Восстановление занимает от трех до семи месяцев. Это его свойство знали еще в Древнем Китае. На способности к регенерации основан один из первых способов искусственного разведения трепанга.

Нерестится трепанг у наших берегов во второй половине лета, когда вода нагреется до 21 градуса. Над нерестящимися трепангами клубится розовое облачко. В нем и зарождается жизнь нового поколения.

Личинки плавают в воде, непрерывно видоизменяясь. Через 18 дней это уже мальки. Они щетинистые на ощупь, так как известковые башенки проступают наружу сквозь кожу.

Чтобы превратиться в малька, личинка трепанга должна прикрепиться к во

доросли анфельции. Там и живут мальки, пока не вырастут. Каждый «куст» водорослей — это своего рода детский сад трепангов. В зарослях анфельции мальки находятся в безопасности. До них не добраться хищной морской звезде или крабу. Взрослые трепанги после нереста, истощенные и худые, забираются в укрытия и отлеживаются до октября. В конце августа их во множестве можно встретить в корнях зостеры, в расщелинах между камнями. Трепанги не зря прячутся. Обессиленные, они могут стать добычей крупных хищных морских звезд — амурской и евастерии.

Мальки трепанга растут очень медленно. За год вырастают величиной с желудь, за два года — с еловую шишку. Лишь через четыре-пять лет трепанг достигает веса двухсот граммов, становясь взрослым. Живет он восемь-десять лет. Хотя плодовитость трепанга очень велика (одна самка выметывает до 77 миллионов яиц), естественного прироста не хватает, чтобы восстановить редеющие стада голотурий. Много мальков гибнет от хищников, еще больше погибает личинок, так и не превратившихся в мальков. Сейчас, по приблизительным данным, в мире насчитывается около полутора миллиардов трепангов, из них десятая часть обитает у советских берегов. Когда-то их было больше, и в сокращении численности трепанга, кроме природных факторов, повинен и человек: из-за своих замечательных качеств голотурия издавна привлекала внимание людей.

Трепанг пользуется огромной популярностью у народов Восточной Азии. С давних пор употребляют его в пищу. Упоминание о трепанге встречается в древних и средневековых китайских текстах. Китайская медицина приписывала трепангу стимулирующие и укрепляющие свойства, его использовали как лекарственное средство. Китайцы отождествляли его с «человеком-корнем», то есть женьшенем, что и отражено в одном из его названий. По-китайски трепанг зовется «хей-сын» — «морской корень». Современная наука обнаружила в трепанге богатый набор активных биологических соединений и подтвердила высокую медицинскую ценность трепанга.

В нашёи стране добывать трепанга стали в прошлом веке. Первый письменный документ о его промысле в При