Юный Натуралист 1986-11, страница 21

Юный Натуралист 1986-11, страница 21

19

На Кубань лотос был впервые завезен из Астраханского заповедника. Примыкающие к Азовскому морю лиманы неглубоки. Они поросли водорослями, осокой, камышом. Пробираться по таким зарослям на моторке трудно, но мы не теряем надежды увидеть чудо природы.

Часа три петляем по туннелям и причудливым закоулкам лимана, а лотоса все нет.

И вдруг... Лодка вынырнула из камыша — перед нами предстала картина, которая может быть только в сказке,— на тихой воде лежало множество огромных темно-зеленых листьев, а над ними на плотных стеблях возвышались цветки-великаны. В лучах летнего солнца лепестки лотоса горели розово-пурпурным и красным огнем. На листьях-зонтах, на разноцветных бутонах алмазами переливались капельки дождя. Долго любовались мы сказочным зрелищем, но подошло время прощаться. До свидания, лотосы!

г. Сочи

Юлия БАРАНОВА

У нас в гостях действительный член Географического общества СССР Алексей Ильич Рыжиков. Путешествуя с экспедицией по тайге в бассейне Подкамен-ной Тунгуски, он встретился там с растением, которое стало совсем редким.

огонек в таиге

Наша экспедиция стояла лагерем на берегу Дулькумы, недалеко от ее впадения в реку Столбовую. Члены отряда были заняты — кто хозяйственными делами, кто ушел в маршрут, кто-то пытался рыбачить. Лишь я оказался не у дел. Прихватив фотоаппарат, отправился на свободную «охоту». Если идти в одиночку и тихо, то обязательно что-то попадется интересное. В тайге много тайничков, которые можно открыть.

Над головой шумели кроны громадных кедров. Там, наверху, своими разлапистыми ветками ловили они солнечные лучи, не пропуская их вниз. У подножия царила полутень с многочисленными солнечными пятнами. И вдруг под одним из кедров-гигантов загорелся маленький розовый огонек. Качнулся. Погас и вновь

загорелся. Легонький ветерок тихо покачивал его из стороны в сторону.

Чуть дальше светился среди серой однотонной массы лесного опада еще один такой огонек. Оба были розовые. Не красные, а именно розовые. Я узнал их. Это были цветки калипсо луковичной. Подходил я к цветкам осторожно, будто боялся спугнуть редкую бабочку. Но не этого я опасался. Боялся, как бы под грубую подошву ботинка не попал вот такой чудо-цветок. Не думал я встретиться здесь с калипсо. А вот повезло!

Калипсо луковичная — один из редких видов орхидей, которая забралась так далеко на север.

Орхидей в мире насчитывается около 15 тысяч видов, но все они дети влажных тропических лесов.

А вот наша калипсо луковичная прижилась на далеком холодном Севере, на вечной мерзлоте. Растение очень редкое. Лесные пожары, порубки, выпас скота в лесу губительно сказываются на лесной красавице. Возле населенных пунктов ее не встретишь. Если лес вырубили только один раз, калипсо долго не восстанавливается. Только в таежной глухомани, где человек бывает редким гостем, цветки калипсо сохраняются. Они поражают не только своим необычным цветом, но и тонким, нежным ароматом. Он долго сохраняется в воздухе. Это еще одна из причин, по которой калипсо исчезает вблизи населенных пунктов.

На каждом стебельке калипсо луковичной распускается только один цветок. Он нежнее, чем лепесток розы. Сохраняется около пяти дней. Не боится холодов. Цветок крупный, до двух сантиметров в длину. Длинная «губа» придает ему вид пасти. В глубине у цветка тигровая полосатая окраска. Стебелек удивительно тонкий и элегантный. Просту диву даешься, как он удерживает крупный цветок.

Затаивается он обычно у подножия толстенных кедров или сосен.

Немало путешествий по своей области совершили летом юные экологи из Саратова. Они решили как следует изучить край, особенно памятники природы — ботанические, гидрологические, геологические. А их сейчас в Саратовской области около 130. Мы с вами, друзья, вместе с с этими ребятами побываем в некоторых из них.

з*