Юный Натуралист 1987-08, страница 28

Юный Натуралист 1987-08, страница 28

26

цы по-прежнему таскали семечки, а из кроны высокой ели вылетали гонимые ветром серенькие перышки.

Конфликт. Следующее знакомство с воробьиным сычиком произошло в ленинградском зоопарке, где я работал. В зоопарк частенько приносят животных, нуждающихся в помощи. На этот раз девушка искала орнитолога. Я вышел. «Вот, возьмите,— протянула она мне рукавичку.— Здесь птица. Она очень похожа на сову, только слишком мала». Я осторожно вытащил мягкий, теплый комочек и обрадовался. На меня смотрели удивленные, немигающие глазки воробьиного сычика. Девушка рассказала, что погоне за воробьем сычик влетел в дверь трамвая. Воробей юркнул под сиденье, а перепуганный сычик попытался вылететь, ударился о стекло и упал на пол. Тогда и удалось взять его в руки.

Через несколько дней сычик был совершенно здоров, мы уже собирались выпустить его на волю, но неожиданно нам принесли еще двух сычиков. Новые питомцы были отловлены в городских кварталах. Они влетели в открытые форточки, спасаясь от дневного шума и назойливых воробьев и ворон.

Всех трех птиц мы оставили в зоопарке. Каждого сычика поместили в отдельную вольеру, так как при совместном содержании они могут погубить друг друга.

Приближалась весна. Настало время соединить птиц. В большой вольере поставили елочки, вкопали сухие стволы деревьев, повесили дуплянки, а рано утром выпустили в этот «лесной уголок» парочку сычей. По внешнему виду пол у сов нельзя определить, но за полтора года по поведению и по «песне» нам удалось отобрать парочку.

Весь день птицы просидели, не обращая внимания друг на друга. Мы спокойно оставили сычей на ночь. Рано утром следующего дня я пришел к вольере. На земле, в ближнем ко мне углу, сидела самка. Она отдирала кусочки мяса от своего напарника. Когда я постучал по решетке вольеры, самка встрепенулась, напряглась, широко раскрыла глаза, посмотрела в мою сторону, бесшумно вспорхнула и исчезла в кроне елки. На земле остался лежать растерзанный самец, а совсем рядом находились нетронутые белые мыши — любимый в не

воле корм сычиков. Семейная жизнь не состоялась.

Совы поедают своих сородичей в крайних случаях, когда чувство голода берет верх над всеми другими чувствами. Что же заставило самку съесть самца? По всей видимости, она пыталась прогнать чужака со «своей территории». Если бы это было в лесу, самец улетел бы подальше. В вольере же ему некуда было деться, и он стал жертвой более крупной и агрессивной самки.

Необыкновенная охота. Совы живут на земле не один миллион лет. За это время естественный отбор отшлифовал облик этой группы птиц. Глаза приобрели способность видеть при самом слабом освещении и расположены таким образом, что дают возможность совам определять расстояние до жертвы. Голова закреплена на позвоночках-шарнирчиках такой редкой конструкции, при которой сова может свободно вращать головой вправо и влево на 270 градусов. На «одежде» сов остались лишь серые и желтоватые тона, которые хорошо маскируют их во время ночной охоты. Их мягкие маховые перья не издают шума при полете.

Но и грызуны, на которых охотятся совы, тоже «не дремали». Им нужно было выжить в суровой борьбе. Различные мыши и полевки приспособились жить в норах, в траве, в лесной подстилке, под снегом. Они, как и совы, приобрели покровительственную окраску, помогающую скрываться от многочисленных врагов. Поймать полевку очень трудно: она умело прячется в густой траве и к тому же активной становится только ночью. Но совы научились довить добычу на слух. Ориентируясь на писк или шуршание грызуна в траве, сова безошибочно определяет местонахождение жертвы и схватывает ее. Об этом способе охоты сов орнитологи узнали совсем недавно.

Однажды от прибалтийских орнитологов я услышал, что они ловят сов с помощью резиновой игрушки, которая издает звук, отдаленно напоминающий писк полевки.

В магазине детской игрушки я отобрал двух зайчиков, способных «говорить» по-мышиному. На следующий день поехал на Ладожский стационар, где имеется специальное приспособление для отлова птиц. Был октябрь — месяц самого массового их пролета. В продолжение всего дня мы ловили и кольцевали раз