Юный Натуралист 1988-11, страница 5

Юный Натуралист 1988-11, страница 5

Птенцы черного аиста.

Соловей.

Лебедь-шипун.

среди валунов селятся морские птицы. Здесь обитают и чайки, и кулики.

Всюду, где бы мы ни проезжали, на территории национального парка разбросаны хутора, села, стоят курортные города. Рядом с жильем видны поля, пасется скот. В хозяйственной зоне парка есть даже рыболовецкие колхозы. Все это сложилось в Лахемаа исторически и теперь стало частью кyльtypнoro ландшафта, как и памятники архитектуры, построенные в прошлом веке и на рубеже нынешнего столетия.

Рядом со старинными особняками расположены старинные пруды, берега которых поросли вековыми березами, липами, дубами и тополями. Здесь живут лебеди. За ними ухаживают круглый год. Облюбовали эти водоемы и дикие утки. В Лахемаа 15 озер, 20 прудов и 9 речек. И всюду я видел водоплавающих. Особенно много уток. Здесь они гнездятся, выводят птенцов, а некоторые остаются зимовать. Для них важно, чтобы была открытая вода. Тогда они легко перенесут холода.

В зоне отдыха всегда многолюдно. За год национальный парк посещают свыше 50 тысяч человек. Для туристов построен кемпинг, для них организовано десять маршрутов, которые охватывают наиболее интересные уголки национального парка.

Есть в Лахемаа проблемы. Арне Каазик рассказал, что еще бывают случаи браконьерской охоты и рыбной ловли. Не все туристы бережно относятся к природе парка. Некоторые из них оставляют надписи на валунах о своем посещении парка, пытаются подкрасться к птичьим гнездам, демаскируют их, нарушают режим заповедности. И с этими нарушениями приходится бороться.

Опыт, который накоплен в Лахемаа-ском национальном парке за минувшие годы, интересен и поучителен. Практически все отечественные национальные парки приняли его структуру. Развитие маршрутов и природных троп, определение оптимальной нагрузки, то есть степень антропогенного влияния,— такие формы работы можно использовать и в других национальных парках страны.

А. МАКЕЕВ

Фото автора