Юный Натуралист 1990-10, страница 13

Юный Натуралист 1990-10, страница 13

15

Гуси — птицы солидные, и весенней свадебной суматохи, свойственной мелким пичугам, у них не бывает. Взаимные симпатии юных особ исподволь складываются в зимующих стаях за тысячи километров от родного Заполярья. Вступив в брак, супруги не расстаются всю жизнь. Гусак внимательно следит за тем, чтобы его подругу не обижали соседи по стае, не позволяя им подходить слишком близко. Куда бы ни отправилась гусыня, повсюду ей обеспечена надежная охрана и от задиристых соплеменников, и от хищников. Повторные браки позволяют себе только овдовевшие птицы.

Едва среди редких ивняков затемнеют проталины, над ними белой метелью вскипает гусиная круговерть. Семейные пары спешат застолбить собственные участки с тем, чтобы расположиться на них для выведения потомства. Число претендентов, заявляющих о своих правах, намного превышает наличные земельные ресурсы. На каждом оттаявшем клочке тундры идут нескончаемые баталии за право на монопольное владение земельным участком. Первые поселенцы, удачно захватившие обширную проталину, обычно недолго наслаждаются покоем и простором собственной изолированной квартиры. Тут же начинается форменное нашествие опоздавших, жаждущих своей доли жилплощади. Пройдет день-два, и проталина превратится в перенаселенную коммунальную квартиру без стен, где жизнь соседей, расположившихся всего в нескольких метрах друг от друга, совершенно открыта для всеобщего обозрения. Если не налетит запоздавший буран, то вскоре десятки тысяч белоснежных птиц прихотливым узором украсят желто-бурые склоны долины.

Приходит пора поисков гнезд. В сопровождении кавалеров гусыни с сосредоточенным видом расхаживают по своим владениям, то и дело

НАШИ СОСЕДИ

БЕЛЫЙ

гусь

усаживаясь в старые гнезда. После серии таких примеров гусыня делает окончательный выбор и теперь подолгу сидит в приглянувшемся гнезде, подсовывая под себя клочки мха, ивовые побеги, растительную ветошь — словом, все, что мало-мальски годится для формовки незамысловатого лотка и до чего можно дотянуться клювом, не покидая насиженного места.

Начало кладки несет новые хлопоты. К великому неудовольствию гусиной четы, гнездо с яйцами превращается в магнит, влекущий к себе весьма сомнительную публику.

Чего стоят, например, гу-сыни-кукушки! Ведь многие пары так и не успевают обзавестись собственными участками, прежде чем гусыням придет время откладывать яйца. Незадачливым мамашам приходится нестись где

попало, и в холодные годы, когда снег сходит медленно и гуси испытывают острый дефицит жизненного пространства, брошенные яйца поодиночке или кучками валяются по всей колонии, к большой радости песцов, досыта вкушающих от гусиных щедрот. Многие гусыни, не имеющие собственного гнезда, предпочитают действовать на манер кукушек, пополняя своими яйцами чужие кладки и препоручая все дальнейшие заботы о своем потомстве приемным родителям, причем обычно вопреки их самым решительным возражениям против столь бесцеремонных вторжений. Тем не менее даже весьма чувствительные побои не останавливают гусынь-ку-кушек, и это их недюжинное терпение часто помогает им добиваться успеха.

Но больше всего досаждают песцы, особенно в годы, когда хищникам не хватает их основного корма — леммингов. Гусак и песец — соперники равные, и относятся они друг к другу с известной осторожностью. Гусыни слабее и предпочитают держаться от песцов подальше. Пара гусей вполне способна отстоять свое гнездо, если гусыня проявит выдержку и не покинет кладку перед лицом опасности, а гусак займет жесткую оборону на ближних подступах к гнезду. Но лисья натура песца горазда на выдумки. Коронный тактический прием состоит в том, что хищник, изображая отступление, выманивает гусака подальше от гнезда и после молниеносного обходного маневра кидается к гнезду, вспугивает гусыню, хватает яйцо и удирает. Понятно, что для такого образа действий песцу необходим оперативный простор, поэтому больше всего достается парам, живущим поодаль от соплеменников. В центральные, перенаселенные части колонии песцы забредают редко.

В. ИВАНИЦКИЙ,

кандидат биологических наук