Костёр 1972-03, страница 28

Костёр 1972-03, страница 28

утра и до позднего вечера, отчего высокое дворцовое крыльцо напоминает вход в муравейник. Возглавляет Дворец Лариса Григорьевна Свердлик — большой энтузиаст пионерского движения.

— Вы приехали ради одного Игоря, а у нас много и других отличных ребят.

Я охотно поверил. Лариса Григорьевна показала мне уникальную коллекцию народной вышивки, ее собрали девочки, объездив всю Западную Украину. Девочки осваивают эту вышивку и создают свои образцы. Сберегают народные традиции. Большое им спасибо за это!

Один вечер я провел в кружке вместе с Игорем и его друзьями. Руководит кружком Михаил Андреевич Пикович. Благодаря его стараниям комната, отведенная для кружка, напоминает лабораторию какого-то научно-исследовательского института. Матово белеют экраны осциллографов, урчит дрель, пахнет расплавленной канифолью, и над паяльниками льется тонкий белый дымок.

— Игорь иногда мне задает вопросы, — рассказывает Михаил Андреевич, — на которые трудно ответить сразу, без подготовки. Однажды я даже впросак попал. Спрашивает у меня: «Конденсатора нужного номинала нет, можно я запараллелю несколько?» «Отчего ж не запараллелить, говорю, выходная емкость ведь та же получится». Ушел, а потом приходит снова. «Нет, говорит, так нельзя. Токи утечки возрастут, добротность ухудшится». Верно подметил, признается Михаил Андреевич, как я сам не догадался!..

Слушая Михаила Андреевича, я наблюдаю за Игорем. Вот он, невысокий, худенький, склонился над листом винипласта и размечает отверстия для латунных гнезд. Вот морщины на лбу разгладились, взял лист, идет за дрелью...

— Как-то хотели устроить отсюда телепередачу, — продолжает Михаил Андреевич, — но я не разрешил. Здесь все-таки ничего не хочется делать напоказ. Награждение медалью и для Игоря и для нас было полной неожиданностью. Не думайте, что Игорь не достоин награды. Наоборот. Он ведь как пришел пятиклассником в наш кружок, так до конца школы будет в нем. Это уж точно. Вместе с ним тогда пришло много ребят, но осталось мало... У нас надо кропотливо трудиться, книжки читать по радиотехнике, приобретать как бы вторую специальность. Вот и не выдерживают ребята... А Игорь трудолюбив и предан своему увлечению. Дома жаловались, что он поразбирал и телевизор, и радиоприемник. Его отец — слесарь, мама — намотчица на заводе электроизмерительной аппаратуры. Привыкли к вещам относиться бережно. А тут человек на глазах ломает все! Но когда увидели, что он все по

чинил, все собрал, как было, успокоились. Я-то его хорошо понимаю: сам таким был... Тоже, бывало, хотелось все разобрать, понять тайну устройства. Разберешь на мелкие части, а потом бьешься, бьешься, а половина деталей — лишняя. Зато какая радость, когда все-таки осилишь технику, подчинишь ее себе! Самые приятные минуты. Вот он — мальчишка-пятиклассник — собрал первый в своей жизни приемник, и приемник заговорил. Память о такой минуте сохраняется долго. Может быть, на всю жизнь. Согласны?

Конечно, я был согласен. Правда, во времена моего детства редким детям была отпущена радость возиться с радиосхемами. Транзисторов тогда и в помине не было, а радиолампы, панельки к ним невозможно было достать. Электрический паяльник и тот редкостью был... Однако благородный зуд к разбирательству не покидал наши мальчишеские души, и мы разбирали то, что попадало под руку. А попадались большей частью такие небезобидные «штуки», как винтовки, пистолеты, гранаты, даже мины. Были и у меня первый разобранный мною противотанковый снаряд, и первая мина, похожая на маленькую бомбу. И были мои друзья, которые так и не испытали в жизни этой радости. Не успели испытать... Я до сих пор помню, как подбросило над танковой башней Вильку, и он летел по воздуху, пока не шлепнулся оглушенный и контуженный рядом со мной. Я тогда понял первый, что больше не увижу Пашки, который еще пять минут назад радостно кричал из этого подбитого немецкого танка, что в нем полно снарядов.

Да, многих из нас тянула к себе техника. Когда я оглядываюсь назад, то вижу, что большинство моих школьных друзей стали физиками, инженерами, а чудом оставшийся в живых Вилька даже стал специалистом по атомным котлам и двигателям.

Мы вышли на улицу уже в половине десятого. К этому времени я знал, что в седьмом классе Игорь собрал малогабаритный низкочастотный усилитель на полупроводниках. На областной выставке усилитель был премирован, вызвал серьезный интерес специалистов... Я знал, что ребята собираются в этом учебном году построить стенд вождения автомобиля, который позволит ребятам во Дворце освоить навыки шофера. Я узнал, что Игорь со своими друзьями любит играть в футбол, болеет за «Карпаты».

Понравился мне этот парень, серьезный, разносторонних интересов. Прощаясь с ним, я решил обязательно повидаться еще раз, как только будет возможность...

РАССКАЗЫВАЕТ БОРИС ГРИШЕНКО:

— Есть в Ленинградском районе Москвы средняя' школа № 717. Историю здесь преподает Клавдия Александровна Маркова. Сейчас она—классный руководитель четвертого «б», того самого, который недавно выступил в свой первый тренировочный поход.

Первый в жизни поход по настоящему лесу! Не прогулка, а именно поход — с заданием, с картой, компасом, командиром.

Уже не раз многие старшеклассники, надев тяжелые башмаки, взяв в рюкзаки только самое необходимое,

/а.

-b-JJL

ifBYwrnn