Костёр 1972-07, страница 49

Костёр 1972-07, страница 49

Ок писал мне: «Я прошел сквозь ад. Следы побоев в гестапо я до сих пор ношу на своем теле».

Гестаповцы отправили Сат-Ока в лагерь смерти Освенцим, но юноше удается в пути бежать. Он скрывается в Борковицких лесах, где встречает польских партизан.

Вместе с партизанами он сражается против фашистов. Когда в Польшу пришла победоносная Советская Армия, Сат-Ок добровольно вступает в Войско Польское. Его направляют в военно-морской флот.

В 1950 году, после демобилизации, Сат-Ок переходит в торговый флот и поселяется в портовом городе Гданьске. Вместе с польским гражданством он принимает имя и фамилию своей матери — Станислав Суплатович.

Он и сейчас служит механиком на судах торгового флота, совершает дальние рейсы.

Осенью 1965 года польский трансатлантический лайнер «Баторий», на котором плавал Сат-Ок, прибыл в канадский порт Монреаль. Сат-Ок рассказывал мне об этом в письме:

«...После многих лет разлуки я встретился с моими земляками из Канады. Это индейцы ирокезы, а точнее, могавки, живущие вблизи Монреаля, в резервации Ка-На-Ва-Ке— одной из самых старых и в то же время самых маленьких резерваций в Канаде...

К белым они относятся довольно холодно и сдержанно. Хотя индейцы этой резервации пользуются некоторыми льготами и даже материальной помощью со стороны правительства,

они своей нынешней жизнью недовольны.

Могавки славятся тем, что не ощущают страха перед высотой и не знают головокружения. Они — лучшие специалисты-верхолазы. Хорошо зарабатывают на высотном строительстве в Канаде и США, но деньгами не дорожат и, истратившись, голодают зимой.

Меня приняли в резервации с величайшим гостеприимством. Узнав из радио и телепередач, из прессы, что я — потомок Текумсе, который когда-то во главе шауни и ирокезов боролся против белых, они просто «похитили» меня с корабля. Я заключил братство крови с вождем Даном Иг-лом. Он отвез меня к старейшинам племени, принявшим меня очень гостеприимно. Во время первой стоянки корабля в Монреале я несколько дней гостил у моих друзей».

Выступая по монреальскому телевидению, Сат-Ок говорил на языке индейцев-могавков и призывал их бороться за свои права, не поддаваться разочарованию и отчаянию.

От земляков Сат-Ок узнал, что его отец, старый вождь шауни-шеванезов Высокий Орел, по-прежнему ведет родное племя сквозь чащи и прерии.

Из резервации племени гуронов он получил грустное известие, что в 1947 году, во время одной вооруженной стычки, погиб от рук канадских колонизаторов его брат Танто...

В одном из писем он писал:

«...Я получил из Канады книгу о фольклоре и национальном прикладном искусстве индейцев. Ее прислали

мне мальчики из племени кри. На первой странице они вклеили свои фотокарточки и расписались, а перед этим сделали дарственную надпись: «Сат-Оку, сыну великого вождя племени шеванезов, дарят эту книгу со словами глубокой дружбы и расположения его младшие братья-ути из племени кри с берегов Гудзонова залива». Я получил письмо также от их вождя Безумного Мустанга. Он пишет, что индейцы ненавидят «благородных» захватчиков. Недоверие к белой расе — неотъемлемая черта их характера. Громкие и неискренние слова белых не имеют для них никакого значения. Четыреста лет лжи, обмана и предательства со стороны белых сделали свое дело... Индейцы занимаются изготовлением красивых вещей из березовой коры и лосиной кожи. Детей носят за спиной, на доске, ибо это наиболее практично во время зимней охоты. Охотятся на лосей и бобров, но денег никогда не имеют, потому что в магазинах компании Гудзонова залива их обманывают и обирают».

В обращении к молодым читателям его книги «Земля Соленых Скал» Сат-Ок написал так: «Мне хочется вспомнить добрым словом свою первую родину. Поэтому, друзья, я решил рассказать о ней, рассказать о жизни индейцев, об их тяжелой и суровой судьбе. Я надеюсь, что вы, возможно, сумеете немного лучше понять их жизнь, мечты, их любовь к природе, поймете их борьбу за свободу — свободу, которой у них так мало и которая им так нужна».

Юрий Стадниченко

0 великий суровый Кабикока, Властелин северного ветра! Вымети опавшие листья, Покажи нам звериные тропы. Духи лесов, покажите нам, Где цель отыщут стрелы Ив луков наших.

Над раскаленными серыми скалами волновался разогретый воздух, поднимаясь вверх хорошо видимой и почти осязаемой мглой, в которой скрывались окружающие вершины гор. Даже слабый ветерок не шевелил высохшими листьями и пожелтевшей травой. Деревья, прошлым летом покрывавшие взгорья пышной зеленью, теперь выглядели как умирающие живые существа. Высохшие, со скрутившейся листвой, они протягивали ветви к безоблачному небу и просили немного дождя, хоть каплю влаги, без которой нет жизни.

Ничто не нарушало этой ужасающей тишины. В чаще умолкло птичье пение. Не зашумит ни одно дерево, не зашуршит ни один листок под лапой бегущего зверя. Только иногда высоко-высоко на голубом фоне неба появляется коричневый стервятник и, сделав над чащей огромный круг, безнадежно возвращается голод

ный в свои неприступные скалы. Высохшая и потрескавшаяся земля говорила о большом голоде, посетившем эту страну и прогнавшем всех птиц и животных из родных краев на земли, более богатые водой.

В индейском селении у подножья гор не видно было хлопотавших у костров женщин, не слышно было радостного щебета играющих детей. Некогда цветистые шатры, украшенные разноцветными рисунками, теперь, — как и все вокруг, — были покрыты серой пылью, она при малейшем прикосновении поднималась в воздух мутным облаком.

Когда-то широкая река, огибающая селение, почти высохла. Только на дне по ее руслу струился ручеек — не шире ступни.

В тени шатров неподвижно лежали изможденные женщины. К ним прижимались маленькие дети. Лица

47