Костёр 1975-01, страница 11

Костёр 1975-01, страница 11

ком поздно. Коридоры и лестницы уже полны были шума, толкотни, мелькания белых гольфов. И класс грохотал, словно комната смеха или огромный птичий вольер в зоопарке...

Наконец сегодня Ольга встала специально раньше. И раньше села завтракать, чтобы вовремя прийти к школе, пробиться на верхние ступеньки и...

Ольгу кто-то решительно взял за рукав. Она сейчас же обернулась — Светлана Карасева,

сидит на четвертой парте у окна.

* * *

Светлана была в Ольгином классе с самого первого дня. Но в прошлом году все их ребята хоть и учились вместе, и строились вместе, и даже несколько раз вместе ходили в кино и на экскурсии, однако дружить никто ни с кем не дружил. Какие-то они еще маленькие были.

А может, не в том дело, что маленькие. В детском саду ведь и того меньше — по годам. Но все-таки Ольга дружила с одной девочкой, с Катей. Там, в детском саду, в старшей группе они как-то взрослее себя чувствовали. Кругом полно малышни, за ними можно следить и ухаживать. От этого сам будто взрослее становишься... А в первый класс пришли—и опять маленькими сделались. Потому что все кругом новое, строгое. И что ни человек — то и старше тебя!

А уж во втором классе — нет! Во втором по-другому. Дружат. Хотя бы из школы вместе ходят. А Светлана эта Карасева, наверное, хочет с Ольгой подружиться. Один раз она подошла к ней:

— Давай ластиками меняться?

— А зачем? — спрашивает Ольга.

Тогда Светлана разжимает кулак. И видит Ольга: на Светланиной ладони лежит чудесный ярко-желтый ластик и нарисован на нем бегемот. Ольга его взяла в руки, а он мягонь-кий, упругий. И огромный! Ну прямо как полбутерброда с сыром!..

Ольга про себя вздохнула, но ластик положила назад.

— Я не могу меняться! — сказала она. —У меня же видишь какой.

А у нее-то самая обыкновенная стерка. Хоть и тоже новая, но самая-самая простая. На которой написано: «Цена 1 коп.»

— А пускай! — говорит Светлана. — Ничего. Я все равно!.. Давай, давай поменяемся.

Но Ольга сказала:

— Я не буду!

— Не хочешь, да?

Светлана стояла с опущенной головой, и Ольга тоже голову опустила. Что делать дальше, она не знала. Но здесь как раз звонок прозвенел, и Светлана побежала к своей парте.

А потом еще такой случай был — уже на этой неделе, в понедельник или во вторник. Уроки кончились, все пошли строем вниз, а Светлана ее взяла за рукав — точно вот как сейчас:

— Хочешь посмотреть фотографии с видами города Лондона?

— Города Лондона?

— Да. Там мой дедушка был в поездке в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году.

«Ух ты, в пятьдесят восьмом!» — быстро подумала Ольга. Ведь она только родилась в шестьдесят шестом. А Светланин дед все это время, все эти долгие годы, пока она не родилась, ездил в Лондон, а может, и в другие города!.. Стало ей от этих мыслей удивительно и как-то тревожно...

А Светлана между тем уже достала из портфеля продолговатую серую коробочку. В ней лежали... слайды! Такие фотографии на цветной пленке, вправленные в картонные рамки.

Слайды есть у них дома. Ольгин дядя — Илья, когда приезжал к ним в гости из Братска, фотографировал Ольгу и маму, как они жили в деревне, шли за грибами... А потом он отдал пленку в мастерскую. Там ее разрезали на кусочки и вставили в эти картонные рамки. Получились слайды.

— Их же надо через проектор смотреть, — сказала Ольга.

— Вот и совсем не обязательно! — Светлана поджала губы. — Можно просто на солнце повернуть, и все!

Она быстро вынула один слайд, подняла его на вытянутой руке — так, что солнце из окна стало проходить сквозь цветную картинку. И Ольга на секундочку увидела незнакомую улицу, полную людей, а сзади какую-то реку и вдалеке высокую острую башню.

— А если ты не хочешь, — Светлана быстро убрала слайды обратно в портфель. — А если ты не хочешь со мной смотреть, то так и нужно говорить...

* * *

После той истории со слайдами Ольга совсем уже не надеялась, что Светлана к ней снова подойдет. И вот вдруг, когда она поднималась на школьные ступеньки, Светлана взяла ее за рукав.

Ох, какая минута это была неподходящая! Так Ольге хотелось в школу промчаться первой! Но посмотрела молча на Светлану, себя пересилила и послушно пошла за ней.

Они миновали шумную часть двора, завернули налево, прошли немного вдоль заборчика, за которым был пришкольный участок... А через заборчик этот переваливались огромные буйные кусты. И что там делалось, на пришкольном участке, Ольга не знала. Туда ходили только шестые, седьмые классы да члены специального кружка.

Светлана остановилась, опасливо оглянулась кругом. Ни одна живая душа не видела их сейчас в этой отдаленной части двора.

— Пошли! — шепотом сказала Светлана.

Они прошли еще шагов пять. Но совсем медленно. Светлана считала штакетины:

— Двадцать семь, двадцать восемь... — тут

9