Костёр 1977-12, страница 46

Костёр 1977-12, страница 46

А рядом — учебник, букварь. Он раскрыт на странице с репродукцией картины Саврасова «Грачи прилетели». Но что это? Почему в тексте то и дело забытая буква «ять» и твердые знаки в конце слов? Ведь они же были отменены почти сразу после революции! Все правильно. Но еще долго не могла поспеть за стремительным развитием системы народного образования полиграфия страны, книг не хватало, вот и приходилось пользоваться дореволюционными изданиями — лучше что-нибудь, чем ничего!

Выходили, впрочем, уже «свои» книги. Трепаные-потре-панные лежат под стеклом витрины «Пятизначные таблицы логарифмов» Е. Пржевальского. Год издания—1920. Вдумайтесь только — разгар гражданской войны, во всем мире друзья и недруги гадают, выстоит ли молодая Советская, республика. А республика, отражая натиск врагов, печатает школьные учебники. Надо было очень сильно верить в будущее, чтобы заниматься этим. И вера была не напрасной. Даже судьба вот этой самой книжки, лежащей под стеклом витрины, знаме

нательна. Девочка, решавшая с помощью ее нехитрые школьные задачки, стала видным ученым, доктором наук. Она, Тамара Васильевна Гурова, и передала ребятам эту книгу для музея.

Выходила когда-то в Новосибирске, в качестве приложения к пионерской газете «Юный ленинец», специальная газета для октябрят — «Октябрьская звездочка». Могли ли тогдашние ребята предположить, что сорок лет спустя с трудом удастся разыскать единственный экземпляр этой газеты за 18 июня 1936 года?! Как будто ничего особенного нет в этом номере, напечатанном синей краской, — обычные заметки о повседневных ребячьих делах, о предстоящем солнечном затмении, о том, как самому сделать модель парусника. Но все это вместе— живой, подлинный кусочек давно ушедшего дня, крохотная частица истории нашей страны.

Еще одна газета «Юный ленинец». Обыкновенные заметки: «Заботливые хозяева», «Помощники повара», «На огороде». Критическая корреспонденция «Маменькины доч

ки»— о девочках-белоручках, которые заявляют, что они приехали в пионерский лагерь «отдыхать, а не работать». Но стоит глянуть на верхнюю часть страницы — и сжимается сердце: газета датирована 21 июня 1941 года. Мы привыкли читать в учебниках: «Мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистских захватчиков...» Здесь это ощущаешь наглядно. Вскоре «Юный ленинец» перестал выходить: большинство его сотрудников, комсомольцы, ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать родину.

На фотографии — серьезный, темноглазый юноша в военной форме: недавний журналист, а до того — юнкор и деткор молодежной печати Новосибирска Давид Иохимо-вич. Я хорошо знаю этого человека: пройдя войну, он вернулся к любимой профессии. Сейчас работает корреспондентом Телеграфного агентства Советского Союза — ТАСС — в Новосибирске, А ведь начиналось-то все с маленьких заметок, присланных школьником в свою пионерскую газету!

У ПИОНЕРОВ НОВОСИБИРСКА

Во Дворце пионеров Новосибирска идет встреча с замечательным человеком! Генерал-лейтенант в отставке Константин Федорович Телегин—ветеран гражданской и Великой Отечественной войн. Константин Федорович рассказывает ребятам о героических боях за Родину

41