Костёр 1977-12, страница 9

Костёр 1977-12, страница 9

Однажды Лукин и его товарищи четверо суток прожили в палатке посреди океана: самолет при посадке ударился о торосы, поломался. И несколько человек плыли на маленькой льдине по Ледовитому океану. Как всегда, провели океанологические наблюдения. Как всегда, грели в палатке чай и готовили еду, только экономили газ и продукты: не знали, когда сумеют группу отыскать.

А был еще такой случай: ЛИ-2 «приледнился» и тут же стал проваливаться под лед. Лукин, его коллеги и экипаж не только успели выбраться из гибнущего самолета. Они успели вытащить приборы, палатку, гидрологическую лебедку, продукты. И снова, на этот раз полтора дня, путешествовали на льдине по океану.

5.3А ТРИДЦАТЬ МИНУТ ВОКРУГ СВЕТА

— Ну что, пойдем прогуляемся,—сказал Романов.— Хочешь совершить кругосветное путешествие?

Илья Павлович, общительный добродушный человек, коренной сибиряк, выпускник Ленинградского высшего арктического училища, трудится в Арктике почти 30 лет. Он на всех дрейфующих станциях, начиная с «СП-2», побывал, был начальником «СП-8» и «СП-18».

...Мы идем «вокруг света». Мы пробираемся среди торосов. Романов измеряет их линейкой, что-то записывает в свой блокнот, поправляет висящее на плече ружьишко — не исключена встреча с медведем — и идет дальше своим размашистым шагом. Я еле поспеваю за ним, прыгаю с одного ледяного бугра на другой, перебираюсь через трещины.

Настроение отличное. На вершине планеты светит солнце. Его лучи наполняют ледяные горы каким-то загадочным светом — голубым, отливающим купоросом.

Я стараюсь забраться выше на торосы, чтобы посмотреть кругом и запомнить всю эту

прекрасную картину. А Романов все посмеивается: «Ты далеко от меня не уходи, а то ко множеству впечатлений прибавится еще одно — купание в трещине на Северном полюсе».

Но в этот момент ничто меня не могло остановить. Я перебираюсь через земные меридианы. Земные меридианы сходятся у наших ног. Здесь они начинаются. И, перешагивая через них, я пытаюсь представить путь каждого из них до самого конца — до Южного полюса. Вот этот проходит через Ленинград . Еще два шага: на этом меридиане — Япония, а вот на этом — Париж.

В умеренных широтах меридианы разделяют тысячи километров, здесь все 360 сходятся. И от одного до другого — шаг.

Кругосветное путешествие мы совершили за тридцать минут. А когда вернулись, застали Валеру за измерением температуры воздуха. На полюсе—минус двенадцать градусов. Жара, можно сказать.

б. ПУТЕШЕСТВИЕ ПОДО ЛЬДОМ

Мы возвратились после кругосветного путешествия, забрались в самолет и налили себе по кружке чая. Согреться надо. А Илья Павлович отрезал солидный ломоть батона. Ка-дачигов посмотрел, как Романов уплетает, и рассмеялся:

— У Ильи Павловича на полюсе аппетит удваивается.

Кадачигов стоял в одних плавках, а Углев и Шестаков подавали ему шерстяное белье и раскладывали перед Геннадием ярко-желтый гидрокомбинезон.

Впервые советским аквалангистам предстояло спуститься под лед на Северном полюсе.

Молодые ленинградские аквалангисты начали свои работы еще на дрейфующей комсо-мольско-молодежной станции «Северный полюс-19».

Безмолвный сигнальный трос оставался единственной связью между теми, кто был наверху, и аквалангистом, парящим где-

то там, в глубинах Ледовитого океана, под мощной ледяной шапкой.

Что под этой шапкой? Как выглядят льды оттуда, из глубины? Как чувствует себя человек, когда над ним ледяная броня, а под ногами бездна океана?

Потом, когда Геннадий выйдет из лунки, он скажет: «Ребята, там как в космосе. А может, интересней». Но это произойдет потом, через долгие, тягучие тридцать минут, которые провели полярники у лунки, ожидая товарища.

...До сих пор неизвестно точное количество льда, дрейфующего по Ледовитому океану. А без этих данных трудно составить прогноз погоды. Но как получить эти данные? Если бы всюду лед был плоский и гладкий, как стекло, ученые могли бы умножить толщину на площадь, и вот объем ледяного покрова. Но ведь лед — это и многолетние поля, и уходящие под воду горы-торосы, и молодой тонкий лед, выросший только вчера. Надо знать, какое количество льда стаивает летом и нарастает зимой, как образуются торосы, как меняются блуждающие по океану ледяные острова.

Помочь ответить на эти вопросы и пытаются молодые ученые-аквалангисты. На «СП-22» они за год совершили около 600 погружений.

...На макушке планеты мы водрузили бело-голубой флаг «Альфа» — осторожно, здесь ведутся подводные работы. А рядом с флагом пробурили одну за другой четыре лунки, откатили в сторону увесистые ледяные чурки, отливающие на солнце голубизной, и пешней обрубили края, соорудив просторный—два-три метра— колодец.

— Двери под Северный полюс открыты, - сообщил Углев.

И Кадачигов под звуки оркестра звенящих инструментов— туш играли ложками по кружкам — преисполненный достоинства спустился по трапу. Он неуклюже засеменил к лунке, а Углев тащил следом

7