Костёр 1980-03, страница 16

Костёр 1980-03, страница 16

Когда он открыл их, то увидел, что стоит под очень толстым корявым деревом, а рядом, всего в двух шагах от него, на жесткой траве лежит грязно-желтый лев...»

Так Андрей впервые очутился в Африке. В следующее путешествие он попадет к Тому Сойеру, потом в захваченную белогвардейцами станицу,

потом в сражающийся Сталинград.

Читаешь иного писателя — как будто ничего не происходит, а рассказ продолжается, а люди живут, а ощущение радости от жизни и ощущение сложности жизни переполняет нас. У Н. Внукова же непременно должно что-нибудь происходить. В основе его рассказов и повестей всегда лежит его величество Случай, а то и целый ряд случаев, которые сплетаются в необыкновенную судьбу.

Н. Внуков — писатель-рассказчик, бывалый человек, фантазер. Знаете ли вы что-нибудь о судьбе знаменитого парусника «Кати-Сарк»? А о том, какой травой нужно натереть подошвы, чтобы собака не взяла след? Как сложить под ливнем незатухающий костер? Какие законы царят в племенах индейцев? Все это и многое другое входит в круг обыденных интересов писателя. Поэтому не удивительно, что собеседник он великолепный.

Правда в его рассказах нередко переплетается с вымыслом. Иногда, читая его книги, хочется воскликнуть: «Ну уж это слишком, так в жизни не бывает!» А нередко оказывается, что именно этот эпизод взят писателем из жизни. Просто Николай Внуков наделен истинным даром попадать в невероятные истории.

Однажды, например, он пробыл несколько дней один на необитаемом острове. Это случилось в 1951 году. Члены поисковой партии, в составе которой был и Николай Внуков, расходились в лучевые рекогносцировочные маршруты. У каждого был трехдневный запас продуктов. Дело происходило на юге холодной Магаданской области. Весна здесь

падает на начало июля. Именно в это время и развернулись события. Заснув на материке, молодой геолог проснулся уже на острове. Ночью пошел паводок, видимо где-то в верховьях ручья прорвало снежные перемычки. Место, на котором он заснул, отрезало селем — грязевым потоком—от берега. Суша была рядом, всего в семидесяти метрах, но недостижима. Робинзонада продолжалась одиннадцать дней. Нужно было проявить много смекалки и мужества, чтобы выжить. Приходилось, например, выкапывать сладкие луковицы прошлогодней саранки — северной лилии, разводить в дождь костер и т. д.

Уверен, что многие из вас, прочитав это, воскликнут: «Да это уже готовая повесть!» А кое-кто, не зная, что история эта подлинная, дочитав книгу, воскликнет: «Ну и выдумал!».

Но повесть эта еще не написана. Да и действовать в ней по замыслу автора будет не геолог, а мальчик, который в силу необычных обстоятельств оказался в роли Робинзона.

В книги Н. Внукова вы погружаетесь без труда, как в воду, вы зачитываетесь поневоле и не замечаете, как близкими людьми входят в ваше сердце люди мужественные и увлеченные идеей. Вы думаете, что «проглотили» еще одну необыкновенную историю, а оказывается, вместе с этой историей в вас вошел живительный заряд сострадания, добра, воли к победе.

В этом и состоит волшебство литературы: увлекая, она воспитывает нас. В этом состоит и особое свойство таланта Николая Внукова — наставлять без проповеди, воспитывать без нудной морали, раздвигать жизненные горизонты, передавать свою влюбленность в жизнь.

Мало сказать, что Николай Внуков похож на мальчишку. И если вы согласитесь, что слово это в определенном _ смысле — звание, то назовем Николая Андреевича Внукова гвардии мальчишкой. Это будет правильно.

Зту границу не охраняют пограничники. И тем не менее, переступив порог тридцатиэтажного небоскреба в центре Москвы, вы окажетесь на международной территории.

Этажи небоскреба отданы в распоряжение представителей десяти социалистических

стран — СССР, Польши, Болга-

Николай КРЫЩУК

14

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Повесть "круг"
  2. Под лывням

Близкие к этой страницы