Костёр 1980-03, страница 15

Костёр 1980-03, страница 15

ГВАРДИИ

МАЛЬЧИШКА

Николай Андреевич ВНУКОВ

бою погибло трое. До победы дожило четверо.

Так оборвалась юность, полная романтических фантазий.

После войны Николай Внуков окончил курсы горных мастеров и в составе геологических партий изъездил всю Якутию. Затем он учился в Оптико-механическом институте. Горный мастер, студент, настройщик гидро-акустиче-ской аппаратуры, преподаватель техникума, Внуков узнавал жизнь с разных сторон, пока не понял, что его призвание— литература. Вот почему, работая в техникуме морского приборостроения, он организовал для учащихся литературный кружок. У самого преподавателя к этому времени уже была написана первая книга рассказов «Розовая Гвиана».

Есть художники преимущественно лирического склада. В каждом созданном ими образе просвечивает лицо автора. О чем бы они ни писали — они пишут о себе. Таков, например, Радий Погодин. Не столь уж важно, какой материал он берет, важнее — как он его видит.

Не то у Н. Внукова. Это — писатель-иллюзионист. Он лю

бит перевоплощаться. Сегодня он сын польской революционерки и вождя индейского племени — Сат-Ок, завтра — школьник Орька Кириллов, послезавтра — начинающий американский писатель. Эрнест Хемингуэй. Он и читая книги других писателей настолько вживается в них, что может спокойно познакомить нас с Томом Сойером или Робинзоном Крузо. Почитайте его книгу «Путешествие не кончается». Это увлекательное путешествие по книгам, это урок чтения, который ведет писатель Николай Внуков.

Мне кажется, я увидел, как при слове «урок» у многих из вас поскучнели лица. И напрасно. Вот посмотрите, как начался один из таких «уроков»: «...не успел Андрей опомниться, как на глазах его произошло чудо.

Папа легонько толкнул стену из книг влево. Стена скользнула вбок и исчезла. Шкаф был пуст, будто в нем не стояло никогда ни одной книги! Он стал похож на кабинку лифта. Так же, как в лифте, под потолком

слабо светила электрическая лампочка.

Никогда не думал Андрей, что у них в комнате такой странный книжный шкаф!

Папа шагнул в кабину.

— Ну! — сказал он.

Когда Андрей оказался в кабине, папа обнял его за плечи и прижал к себе. Дверцы шкафа бесшумно закрылись...

— Я давно хотел в Африку, или в Америку, или на острова Тихого океана, — прошептал папа. — Я все время путешествовал на этой машине без тебя, ждал, когда ты подрастешь и сможешь' вместе со мной... У многих людей есть такие машины, многие путешествуют. Ты не представляешь, как это интересно! В эту машину вложено много воспоминаний, много работы, много книг. И ее заправляют не бензином, а мечтой...

Электрическая лампочка на потолке погасла, стенка медленно опустилась, как мостик. В лицо Андрею повеяло влажным ветром, и глаза сами собою закрылись от яркого красноватого света солнца.

13