Костёр 1986-01, страница 9

Костёр 1986-01, страница 9

Г. ГОРЫШИН

Тенет на северо-западе нашей страны тихая река Ловать. Впадает река в озеро Ильмень. И Ловать, и Ильмень — на новгородской земле. Земле, расположенной вокруг старинного города Новгорода. И Новгородчина, и Ловать, и Ильмень упоминаются в исторических документах еще с девятого века.

Ласточки

Теплое, долгое-долгое утро. В небе полно ласточек и еще — ласточки сидят на проводах.

Я сижу на крылечке моей избы. Изба в два окошка на фасаде, с дощатой переборкой внутри, поделившей избу на кухню и горницу, с большой русской печью — печь хороша. Были бы сухие да еще березовые дрова...

Низко, низко летают ласточки. К ненастью.

Шуман

Утро. В глубокой речной долине — вровень с крутыми берегами лежал туман. Я взял косу деда Тимофея, маленькую, как сам дед, коску, иззубренную, источенную, оббитую, но все еще рабо

чую косу, с вострым жалом, — по траве. Трава по колено, роса

и пошел по росе, — хоть черпай

ковшом. И до того было тихо, что я не решался ударить бруском-оселком по косе. Однако ударил.

Когда я учился косить? Не помню. Да и учился ли я? Умение махать косой, свободно пускать ее по земле и в то же время вкладывать силу, жать на пятку, вести прокос, — я унаследовал от отца, крестьянского сына, от моего деда Ивана, новгородского мужика, вот так же косившего эти травы, эти цветы, клеверища.

Я прошел один прокос по высокой, росистой, густой траве, по клеверищам: коса зашивалась немного, но я не сбился. Прошел еще прокос, поправил косу оселком. Поглядел на скошенную делянку, порадовался.

Тут приехала на велосипеде соседская девочка Тоня Егорова и сказала:

— Ой, вы уже косите. И мама косит.

Я понял этот Тонин приезд, как приглашение к серьезной работе. Пошел по деревне, с косой на плече, встал рядом с мамой Тони Егоровой и начал косить.

•шг*

Дорога

Дорога идет высоченным'яром над Ловатью, но реки не видать, она скрыта зарослями лещины, кряжистыми дубами, липами, кленами, осинниками, березняками, черной ольхой, папоротниками. И какое буйство стрикавы! Идешь по дороге — крапива стрикает тебя: целует в щеки и в шею.

Лес разросся, кроны сомкнулись над головой, солнца не видно: дорога не просыхает даже в большую жару. Машинной колеи на ней нет и следа-.

Дорога ведет по берегу Ловати далеко-далеко.

-, »<■- if

4

j*

г

а

Лиса

Ночью прибежала лиса, очевидно, с надеждой полакомиться курочкой Егоровых. Но сам Николай Егоров, хозяин, явился поздно — в одно время с лисой. Он лису шуганул, обиженная лиса огласила всю окрестность противным лисьим вяканьем. Вякая, она пробежала мимо наших окошек.

В лисьем вяканьи было что-то кошачье. Лиса

7