Костёр 1988-11, страница 36

Костёр 1988-11, страница 36

НАШ ЛОМ

В. СОЛОВЬЕВ

Наши далекие предки, восточные славяне, трудно жили на своей обширной земле.

Не зверя из дремучих лесов боялись они. Самым лютым врагом был холод. В землянке, в деревянной хижине, у огня, под медвежьей шкурой — всюду находил человека Мороз-во-евода. Казалось, нет от него ни спасения, ни обороны.

И все-таки нашелся герой, победитель Мороза. Это был тот Мастер, который избу придумал. Великое изобретение для сурового края! Настоящее изобретение, в котором все до мельчайших деталей продумано во имя главной цели — в человеческом жилище тепло уберечь.

Во-первых, мастер постройку поднял над землей, чтоб от земли холод в жилье не шел.

Изобретение главное — сруб четырехугольный. Он состоит из «венцов» — горизонтально сложенных четырехугольников из бревен, связанных в углах врубками («плот» — связка бревен, отсюда и слово: плотник). *

Одно бревно врубается в другое, так что концы выступают за стены сруба. Это тоже неспроста. Дело в том, что стороны среза бревна промерзают вдоль волокон древесины быстро и глубоко, а поперек ствола гораздо слабее. Поэто-

и Мороз

Рисунки О. Смелкова

му промерзают выпущенные наружу концы бревен, а угол дома остается теплым.

Углубление, или «чашку» древний изобретатель вырубал в верхнем бревне и нахлобучивал его этой чашкой на цельное нижнее.

И здесь все продумано. Чтобы дождевая вода в чашке не задерживалась, и стены не отсырели.

Избу Мастер стал делать с «сенями» — длинным помещением во всю длину ее дверной стены. Сени не отапливались, но благодаря им холод снаружи не проникал прямо в избу. Пол сеней устраивался на том же уровне, что и пол избы, но их разделял высокий порог, который препятствовал волнам холодного воздуха врываться в избу. По той же причине дверь из сеней в избу делалась низенькая — головой заденешь притолоку, если не наклонишься. Входная же дверь с улицы ставилась в задней стене сеней под углом к двери, ведущей в избу. Это тоже против Мороза уловки.

Пол в избе — двойной. За

щита от продувания снизу. «Черный» пол — нижний — делался из толстых горбылей. Верхний — «чистый» — из гладко выструганных досок. Между ними земляная засыпка. Потолок — тоже двойной. Только здесь наоборот: черный — сверху, чистый — снизу. Между потолками воздушная прослойка, чтоб от остывания избу предохранить.

Вот как все устроил Мастер. В хорошей избе не осталось для холода никаких лазеек. Пришлось отступить Морозу извечному врагу. Куда как веселее зажили люди в новых теплых избах.

В лесу

Материал для избы выбирали в лесу особо. Самая подходящая — хвойная порода. Стволы у нее прямые, ровные. Но не всякая елка или сосна шла в дело.

Отобранные деревья валили, очищали от сучьев и рубили на бревна. Из свежих бревен не ладили сруб. Ждали, пока подсохнет дерево, и не один

месяц

31