Костёр 1991-01, страница 42

Костёр 1991-01, страница 42

то выльет из нее в кувшин. Издалека — вроде льет белое молоко. Тронул я одну чашечку, а это половинка кокосового ореха, полскорлупки. Привязана к стволу на веревочке. В нее капает с дерева белый сок.

Тут меня и вовсе любопытство разобрало. Догнал я парня... а спросить не могу. Он улыбается, что-то на своем языке мне говорит, а я ему — на своем. Языки-то у нас разные! Впрочем, походили мы вместе, и я сам все понял. Деревья эти — каучуконосы, из их сока самую лучшую в мире резину делают. Сок липкий, тягучий... А паренек — сборщик сока. Хотел я его спросить: как на его языке эти деревья называются? Не сумел. А если так: резиновые деревья!

МАСТЕР

Маленький городок. Двухэтажные белые дома. В первых этажах повсюду лавки. Над окнами и дверьми на палках вывешены товары — где чем торгуют. Между овощной и текстильной лавкой — мастерская. Дверь снята, в глубине комнаты хозяин. Сидит на скамеечке, работает. Пальцами ног придерживает пузатый тонкостенный кувшин. В одной руке молоточек, во второй — резец. Тюк-тюк-тюк! — отделяется от металла красная стружка. Постучал мастер, наклонил набок голову, примерился и снова: тюк-тюк-тюк! На выпуклом медном боку уже видны стволы, листья, текут-пе-реплетаются растения, а когда расходятся, между ними показываются то голова тигра, то лица охотников. Воины с копьями. Наклонился мастер и снова: тюк! А что это оказалось среди деревьев? Хобот слона, его голова, туловище... Вот так раз — человек с головой слона. И тут же кто-то начинает объяснять мне, что это слоноголовый бог мудрости Ганеши, и значит — это никакая не охота, а будет сейчас вразумлять бог и кровожадного тигра, и нетерпеливых воинов. Мудрость нужна всем.

А на полочках медные фи

гурки других богов: Брама, Вишну, Шива...

Их почитают в Индии до сих пор.

ХАНУМАН

Деревня. Глинобитные хижины, остроконечные сараюшки для топлива — для сухих коровьих лепешек. У колодцев женщины с медными кувшинами на головах. Все домики плоскокрышие, заборы глиняные. В прудах и в лужах черные, как камни, ленивые буйволы.

Промелькнул базарчик. Прямо на земле на подстилках, в корзинах пшеница, кукуруза, горками фрукты. Похожие на растопыренные пальцы бананы, красные и зеленые плоды манго, колючие, похожие на дыни плоды хлебного дерева. В Индии цветы и фрукты круглый год.

Дорога сделала поворот, и машина остановилась около беленького низенького храма. В Индии храмы посвящены разным богам, интересно — этот какому? Вошли... В глубине небольшой комнаты в нише фигура... обезьяны. Разодета в красный мундирчик, штаны с позолотой, на голове высоченная шапка, в руке — палица. Ага! Значит, это бог — обезьяна-воин. И сразу же я понял:

это и есть знаменитый Хану-ман, герой любимой книги индийцев «Рамаяна».

Тихо в храме. Терпеливо, молча стоит в углу, смотрит на меня монах. В руке у него курится палочка. Поднимается от нее ароматный дымок, плавают вокруг обезьяньей головы синие кольца. Я стою, вспоминаю «Рамаяну».

РАМА И СИТА

У царевича Рамы злой демон Равана похитил любимую жену Ситу. В волшебной гремящей колеснице унес он ее по небу на далекий, лежащий в океане остров Ланку. Но сколько ни умолял там демон Ситу стать его женой, гордая царевна отвечала «нет». А в это время Рама безуспешно рыскал по всей Инди+1 в поисках Ситы. Удачи не было, пока он не встретил в джунглях чудесных обезьян. Звери были похожи на людей и умели владеть оружием. Одним из их предводителей был Хануман — сын бога Бетра и простой обезьяны. Он обладал удивительным даром летать по воздуху. Став другом Рамы, он разузнал, где томится Сита. Огромные полчища обезьян выступили в поход. Под стенами столицы демонов завязалась битва. Она длилась несколько дней, много подвигов увидели воины обеих армий. Наконец Рама поразил волшебной стрелой предводителя демонов. С тоскливым криком рухнул на землю Равана. И тогда Рама приказал заложить волшебную колесницу, взошел на нее вместе с Ситой, и они отправились в обратный путь. Но впереди них по небу мчался подобный клочку яркого пламени Хануман, похожий сразу и на льва, и на птицу.

Это сказание знают в Индии стар и млад. И все считают, что из всех мужчин Рама всегда был самым мужественным и сильным, из всех женщин Сита самой прекрасной и верной, а из всех друзей Хануман — самым преданным.

— Будь таким, как Рама,— говорят индийцы своим сыновьям.

— Такой, как Сита,— говорят девочкам.

— Как Хануман,— учат всех.

37

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Молоточные резцы
  2. Хлеб на палочке над костром

Близкие к этой страницы