Костёр 1991-02, страница 41

Костёр 1991-02, страница 41

о

о

о

«

«МУЛЬТИКИ» ЭТО СЕРЬЕЗНО

Чем занимается сегодня мультипликация? Всем. Любой темой, вплоть до сталинских репрессий, как, например, в эстонском фильме «Пейзаж с можжевельником». Сегодня режиссеры и художники не стесняются того, что мультипликацию считали и считают в основном детским искусством. Наоборот, она становится все серьезней, а советские «муль-тики» получают награды и призы самых знаменитых кинофестивалей. Так случилось с замечательной картиной Федора Хитрука «Остров» (Гран-При в 1973 году в Каннах) и фильмом Гарри Бардина «Выкрутасы» (тот же Гран-При в тех же Каннах, только в 1989 году). Хотя вы, наверное, знакомы с этим режиссерами по другим фильмам. Хитрук снял трилогию о Винни-Пухе, а Бардин поставил остроумные и неожиданные ленты с использовани-

«Брэк» и

ем пластилина «Тяп-ляп, маляры».

В особом почете у мультипликаторов — фантастика. Успех «Тайны третьей планеты» до сих пор так и остался непревзойденным в фантастической мультипликации. Ведь столько возможностей дает для художника фантастический, необычный сюжет! Какой простор для выдумки и фантазии! Но нет ничего лучше, чем фантазии, подсказанные жизнью. Когда ваши папы и мамы £ще были маленькими, тот же Роман Качанов, автор «Тайны третьей планеты», придумал удивительно добрый фильм о девочке, которой очень-очень хотелось иметь щенка. И она себе его «нашла» в виде ... варежки. Мультфильм так и назывался «Варежка». И со щенком в нем, и с его хозяйкой происходило все, что должно происходить со щенком. Только вот сказка заканчивалась и... щенок превращался снова в варежку. Словом, чего только не происходит в волшебном и невероятном мире мультипликации.

Для того чтобы ожили рисунки или куклы, для создания человечков или других героев фильмов используются самые мыслимые и немыслимые материалы и предметы: спички, гвозди, пластилин, веревки, тени, куклы самых разных типов. Но всех изобретательней оказался режиссер Ю. Хржа-новский, использовавший для своих фильмов рисунки Пушкина. И мы начинали видеть жизнь поэта на экране такой, какой ее представлял сам Пушкин в своих рисунках на полях своих же рукописей. А в фильме «День чудесный» режиссер

«пригласил» в соавторы детей,

#

чьи рисунки участвовали в конкурсе на изображение Пушкина, и получился очень-очень веселый и жизнерадостный фильм, в котором наш русский классик предстал в исполнении юных художников.

«Детские» герои — самые популярные и самые знаменитые в мультипликационном кино. Однако в картинах некото

рых режиссеров их отношения, их облик настолько недетские, что ' и взрослые восхищаются тем, как поставлен и придуман тот или иной мультфильм. Многие из вас, наверное, видели фильмы режиссера Норштейна «Цапля и журавль» и «Ежик

в тумане» — сказочные картины, наполненные атмосферой тайны, загадки, доброты. А в двадцатиминутном фильме «Сказка сказок» Норштейн собрал вместе все самые популярные сказочные мотивы и соединил их с воспоминаниями