Пионер 1988-04, страница 51я жизньCD атландии— Чип, давай во что-нибудь поиграем,— предложил Сережа своему другу,— только на этот раз давай играть по-честному! — А я всегда играю честно! — возмутился Чип.— Жульничать умеет только очень большой компьютер, да и то с помощью программы искусственного интеллекта. А нам, маленьким машинкам, это просто не по силам. — Ты только не обижайся, пожалуйста,— спохватился Сережа,— я просто имел в виду такую игру, где шансы у противников одинаковые. Помнишь, как мы с тобой играли в спички? Если один из игроков умеет пользоваться числами Фибоначчи, то он всегда выигрывает. И как только секрет разгадан, играть становится неинтересно. — Понимаю, ты хочешь, чтобы я показал тебе игру без выигрышной стратегии? — Да, что-нибудь вроде шахмат, шашек или крестиков-ноликов на бесконечном поле, только новенькое. — Ну, для крестиков-ноликов выигрышная стратегия есть, при правильной игре всегда побеждает крестик. Только алгоритм не такой простой, как в игре со спичками или в игре «орел-решка». Он придуман в Японии, занимает три увесистых тома и состоит в переборе большого числа позиций. Это больше похоже на математическое доказательство, а не на руководство к действию. — А что за выигрышный алгоритм в игре «орел-решка»? — Очень простой: не играть вообще. — Чип, а есть машины, которые умеют играть в крестики-нолики по выигрышному алгоритму? — Не знаю, но если у какого-нибудь трудолюбивого японца и хватит терпения запихнуть этот многотомный труд в программу, с таким компьютером никто не станет играть. Интересно иметь дело с противником, который играет немного лучше или немного хуже тебя, пускается в авантюры, выдает красивые идеи и вообще думает как-то по-человечески... — Ну вот, Чип, опять ты сказки рассказываешь! Разве может машина придумать что-нибудь сама? Она знает только то, что есть в программе — Не совсем так. Например, для шашек уже существует программа, думающая, «как человек». Ее идея в том, чтобы компьютер все время учился: ANS после каждого хода сравнивал результаты своих прошлых прогнозов с тем, что на самом деле происходит, и в следующий раз делал более точные прогнозы. Такие прогнозы заменяют ему перебор ходов: он посмотрит несколько ходов вперед, а дальнейшие варианты предугадывает. После каждого хода он прогнозирует все лучше и лучше. Ему ничего не стоит хранить в памяти все сыгранные партии и извлекать из них уроки. — А как он это делает? Ведь алгоритм прогноза надо было написать заранее? — Что-то, конечно, надо было написать заранее, в этом и состоит искусство программиста, но можно сделать так, чтобы программа сама себя исправляла. — Ладно, хватит, Чип, я устал от разговоров. Давай все-таки поиграем. — Хорошо, давай сыграем в машинную игру под названием «Жизнь». Условия игры такие. Колония бактерий живет на бескрайних просторах Фатландии. Предположим, что эта страна разбита на клетки, как листок из тетради. В каждой клетке только одна бактерия. Соседями одной клетки считаются все клетки, расположенные рядом по горизонтали, вертикали и диагонали. Мерой времени у нас служит смена поколений бактерий, и колония будет жить по таким законам: 1. Если у клетки меньше двух соседей, то бактерия в ней гибнет от скуки. 2. Если у клетки больше трех соседей, то бактерия в ней гибнет от тесноты. 3. Если у пустой клетки ровно три соседа, то в ней рождается новая жизнь. Только не применяй эти правила поочередно к каждой клетке, бактерии рождаются и гибнут по общему сигналу. — Постой, постой, я не успеваю,— перебил его Сережа,— давай посмотрим историю жизни какой-нибудь одной колонии. Пусть у нас будет колония из трех бактерий Ж — Применяй наше правило. У самых крайних клеток по одному соседу, значит, они погибнут от скуки. У средней клетки два соседа, она не погибнет. Теперь рассмотрим те клетки, которые выше и ниже средней. У них по три соседа. Значит, в каждой из этих клеток в следующем поколении возникает по бактерии. — Чип, постой. Я не понимаю. Ведь та клетка, которая была сбоку, умерла, значит, у верхней средней клетки нет трех соседей. — Я же сказал, они умирают и рождаются только по общему сигналу, в Фатландии жесткий порядок. Ты сначала найди все возможные изменения в своей колонии, а потом уж разом меняй. — Понял, понял. Тогда в следующем поколе нии наша колония станет такой: ш а потом опять и так далее. — Молодец! А колония вообще никогда
|