Пионер 1988-12, страница 29

Пионер 1988-12, страница 29

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ПИОНЕРА»

Вячеслав АНИСИМОВ

О ТУ СТОРОНУ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ

Итальянцу Марко Поло, которому в тринадцатом веке удалось проникнут!» в Китай, на дорогу только в одну сторону понадобилось четыре года. С попутными караванами пробирался он в загадочную восточную страну, рискуя жизнью. Сегодняшним путешественникам проще. Купил билет на самолет, и путь, на который в средние века уходили месяцы и годы, можно преодолеть за несколько часов. Но когда мы спускались по трапу самолета в пекинском аэропорту, то волновались, наверное, не меньше Марко Поло. Ведь мы были первой молодежной советской туристской группой, приехавшей в Китай после почти тридцатилетнего перерыва. Китайская столица встретила нас приветливо. И доброе отношение хозяев мы о!цущали потом повсюду.

В «запретный город»? пожалуйста!

Пекин — один из древнейших городов Китая. Здесь сохранились остатки глинобитных стен и фундаментов зданий, построенных еще в двенадцатом веке. Их видел и Марко Поло.

Современные туристы спешат прежде всего в Императорский город с его пышными величественными дворцами, храмами, парками и озерами. Туда же входит и «Запретный город» с роскошным императорским дворцом. Запретный — для простого люда, который в старом Пекине жил в особых кварталах. Там были узенькие улочки, приземистые дома, крыши с загнутыми краями, маленькие базарчики. На них в любой день шумно и многолюдно и поныне.

•«Запретный город» теперь стал музеем и открыт для всех. В бывшей же резиденции китайских императоров Чжуннанхай на крупнейшей площади Пекина Тяньаньмынь («Ворота небесного спокойствия») разместились правительственные учреждения народного Китая.

А кварталы новых многоэтажных жилых и общественных зданий в Пекине возведены по стандартам вто

рой половины двадцатого века. Подобные строения можно встретить не только в столице. И даже не только в Китае.

Ну, а какая особенность быта китайской столицы бросается в глаза прежде всего? Это — обилие на ее

улицах велосипедистов. В Пекине — пять миллионов велосипедов. Автомобили просто теряются в непрерывном потоке двухколесных машин. Велосипедисты диктуют уличному движению свои правила, и автомобиль, особенно в часы пик, едва ли способен двигаться по пекинским магистралям проворнее черепахи. Велосипед сопровождает пекинца всюду — на работу, в библиотеку, на рынок, в кино и театр и просто на прогулку по городским паркам.

перестройка

■■по-китайски

Вклад Китая в развитие человеческой цивилизации огромен. Китай подарил миру бумагу, книгопечатание, компас, порох, первые звездные каталоги, сейсмограф, определяющий эпицентр землетрясения, и многие другие великие достижения науки. Многовековая история Китая может гордиться плеядой выдающихся мыслителей, литераторов, историков, военных деятелей. «Учиться и не размышлять— напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно»,— говорил древний китайский философ Конфуций, живший две с половиной тысячи лет назад. К этому совету не грех прислушаться и сегодня, когда размышлять приходится немало — и над недавним прошлым, и над неведомым будущим.

Непростыми оказались для китайского народа первые тридцать лет существования КНР: была и радость успешного экономического строительства в начале пути, и разочарование после «большого скачка» в экономике, и трагедия десятилетия «культурной революции». Но вот наступил декабрь 1978 года: ЦК Компартии Китая принял решение

т